Голубая керамика Риштана

Голубая керамика Риштана В пятидесяти километрах от Ферганы находится место моих голубых керамических грёз – городок Риштан. Мой низкий поклон коллеге, на машине которого мы отправились в Фергану, за то, что проделал этот крюк и подарил возможность насладиться ажурным лазоревым чудом – риштанской керамикой.
В Риштане керамику можно купить на базаре, это в основном «вынос» с Риштанского керамического завода. А можно отправиться домой к кому-нибудь из местных мастеров.
Так как была жума(пятница) и было время большого пятничного намаза, базар пустовал. Об этом нас сразу предупредили приветливые местные жители у которых мы спрашивали дорогу. Тогда, въехав в город, мы остановились у чайханы, и просто спросили, где дом усто Рустама Усманова. Оказалось, что это в метрах 300-х ниже базарчика по дороге.

И вот мы на пороге большого риштанского жилого дома, он же мастерская, магазин и музей. И живет и работает здесь усто(мастер) Рустам Усманов, один из самых известных риштанских гончаров.

Огромный пустой двор под естественным навесом из виноградных лоз. По всему двору расставлены столы с россыпью риштанского керамического чуда. Керамика здесь повсюду: на столах, стенах, подоконниках, даже с виноградных лоз свисают расписные звонкие глиняные колокольчики.

Взглянув на окна комнат, выходящих во двор, и увидев на подоконнике классические образцы гиждуванской керамики и терракотовые фигурки, я понимаю, что там музей. В глубине двора, за деревянной перегородкой, виднеется мастерская.

Двор тих и пуст, лишь негромко доносятся голоса работающих художников. Встретила нас одна лишь разговорчивая киска с раскосыми глазами и явно египетскими чертами удлиненной, словно точёной мордочки. Вокруг киски вился нахальный рыжий котенок, которому явно не нравилось, что мать-кошка уделяет нам так много внимания.

Я разрывалась между желанием ответить на гостеприимство киски и столами с лазоревыми тарелками, ляганами, пиалами, чайниками, кассами, вазами, всего не перечесть.

Все решилось само. На одном из столов я увидела керамику необычного тона глазури – сиренево-синего(верхняя фотография). Невиданная мною доселе глазурь создавала эффект тусклого свечения синих и зеленых тончайших узоров под нею. К сожалению, фотография не передаёт этого удивительного эффекта. Сколько бы я не фотографировала эту коллекцию посуду на расстоянии, это псевдосвечение только размывало контуры изделий. Да ничего, решила я, куплю, и дома подберу освещение.

Охранница керамики киска, очень правильно оценив ситуацию, просто сопровождала меня в моих перемещениях от стола к столу. Так мы имели возможность переговариваться, не отрываясь от керамики. Причем, когда я выражала свое восхищение слишком громко, она начинала столь же громко мяукать, как бы помогая мне выражать восторг.

На столах во дворе усто были представлены все виды риштанской керамики: и традиционные с ажурным узором с зеленовато-голубой глазурью, и залитые темно-синей, насыщенной глазурью, и ложувари с тонким синим узором под прозрачной глазурью, не так часто встречающиеся изделия под насыщенно глазурью цвета стареющей бирюзы, и даже чини – риштанская керамика в традиционной технике, но с подобным китайскому рисунком. Чайник чинни на переднем плане.



Форма изделий изысканна, чего не встретишь в образцах заводского риштана. Многообразие просто поражает. Впервые увидела риштанские касы на тонком основании, или округлые, подобно японским суповым чашкам. Не могла долго оторваться от идеально плоского блюда-диска для сладкого. Стопка этих блюд на первой фотографии.
Выполненное на гончарном круге стоит очень дорого. Выполненные формовкой изделия имеют совершенно доступную цену. (Я в Бухарских заметках писала как отличить работу на круге от формовочной) Так, пиала обычного размера – 4000 сум, это 2 usd Абсолютно всё расписано вручную.

Особо хочу отметить высочайшее качество глазури. Уж поверьте, много я глазури всякой видела. Не смотря на то, что основные компоненты риштанской глазури остаются неизменными на протяжении веков, у каждого мастера есть свои секреты в пропорциях, компонентах и технологии. Это как лак для скрипок Амати и Страдивари.

В риштанской керамике есть три главных вещи, которые отличают риштанскую керамику от всех других и собственно определяют её.

Это особая форма узоров, определенный цвет красок и уникальная глазурь строго обозначенной гаммы. Эта глазурь называется ишкор, от того риштанскую керамику иногда называют ишкоровой.

Сырье – глина, используется местная, риштанская - хоки cуpx. Она столь хороша, что её можно ничем не обогащать.

В старину, компоненты для глазури – кварц, кварцевый песок добывали там же, недалеко от Риштана. Краски растирались вручную, и в неё помимо местных химических компонентов с окрестных гор входила зола местных же растений. И растения эти собирали в определенное время, в означенной степени зрелости и обращали в золу по особой технологии. Сейчас конечно все больше красители завозят. Однако ж умеют наши мастера из стандартных красителей получить собственные традиционные для Риштана цвета.

Что касаемо уникального узора, то побывав хоть раз в месте, где сконцентрировано много риштанской керамики, вы уже начнете её выделять из любой другой.


Я перебираю и перебираю чудесную посуду, и подержу на ладони, и переверну, и покручу, и поймаю на ней луч света. В это время моя сопровождающая – киска дала понять, что пришел хозяин. Во двор вышел Усто Рустам.

Мы прошли с ним в музей, посмотрели образцы старинной керамики и керамики из других регионов Средней Азии.

Меня тянуло обратно, во двор, к голубому риштанскому великолепию. Я задала мастеру свои вопросы и объяснила, что у меня особые требования к цвету, ибо мне нужно фотографировать еду. Мы вместе подобрали для меня спокойную нежно-зеленую гамму. И еще я спросила, а не делают ли они керамику обычную, нерасписную. Усто провел меня в угол двора, где за занавеской громоздились россыпи коричневой керамикой. Что называется для будней и праздников.

Тут уж моим восторгам не было предела, киска вновь усиленно мне подвыла для пущего эффекта. И мы с ней выбрали мне прекрасный коричнево-желтый деревенский набор. Как только приготовлю что-либо, гармонирующее с этим комплектом, сфотографирую, и напомню откуда это взялось.

Наступило время упаковки посуды. Усто Рустам бережно сделал это сам. Для упаковки во дворе стоял отдельный стол с упаковочной бумагой и холщевыми сумочками. Пока Усто обворачивал пиалы, киска вскочила на стол и развалилась на подготовленном упаковочном листе. Она любовно и с вывертом обтиралась об мою руку, всем своим видом давая понять, что она совсем не против, если её упакуют в эту бумагу для меня. Но был против хозяин, он не стал её упаковывать. Он позволил нам с киской еще пообщаться некоторое время, мы сказали друг другу слова благодарности и отправились в путь.

И вот я приступила к фотографированию риштанской керамики, покрытой сиренево-серой прозрачной глазурью. Помните, глазурь давала свечение, которое размывало контуры и керамика казалась покрытой сиреневым налетом. Я обнаружила еще одно свойство этой глазури. При искусственном освещении сиреневая дымка глазури как будто растворяется и весь узор под нею проявляется четко и ясно.



Я не рассказала подробно о музее, ничего о мастерской и помощниках мастера, о названиях и технологиях. Не то все мои последующие посты на пару месяцев были бы только об этом. Это уж формат книги получается.

Да и не передать словами многое из того, что видят глаза и ощущают руки. Потому как стоит все это увидеть самим. Проделать более чем четырехчасовой путь от Ташкента до Риштана и обратно, дабы иметь возможность увидеть и приобрести работы Мастера.

Е-mail Усто Рустама Усманова usmanov <собачка> simus.uz
Могу заинтересованным дать телефон Усто, пришлите сообщение по форме обратной связи на сайте, отвечу на указанный mail. Можно договориться о времени приезда, чтобы застать самого усто Рустама.

16.06.2010


Название: Голубая керамика Риштана
Теги: Узбекистан, Ферганская долина, Искусство, Посуда
Количество показов: 8438
Дата:  25.07.2010


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

База парапланеристов на Чарваке
База парапланеристов на Чарваке

Кулинарный юмор

Жена готовит яичницу на завтрак.
Вдруг на кухну вбегает муж:
- Осторожно, он говорит, ОСТОРОЖНО! Положи больше масла! Боже мой! Ты жаришь очень много яиц сразу! СЛИШКОМ МНОГО!!! Переверни их! ПЕРЕВЕРНИ ИХ ПРЯМО СЕЙЧАС!!! Нужно больше масла! О Боже мой! ГДЕ нам взять БОЛЬШЕ МАСЛА? Сейчас они ПРИЛИПНУТ!!! Осторожно! ОСТОРОЖНО! Я сказал Осторожно! Ты НИКОГДА меня не слушаешь когда делаеш яичницу!!! НИКОГДА!!! Переверни их! БЫСТРО!!! Да ты что, психованная?!! Ты совсем спятила?!! Не забудь посолить! Ты всегда забываешь посолить! Используй СОЛЬ! ИСПОЛЬЗУЙ СОЛЬ! С-О-О-О-О-ЛЬ!!!

Жена удивленно смотрит на мужа:
- Да что с тобой сегодня?! Ты думаешь я не в состоянии приготовить элементарную яичницу?
Муж сопкойно объясняет:
- Я хотел показать тебе, что Я испытываю, когда вожу машину

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Башкирская Кухня

Коллекция рецептов национальной башкирской кухни. Есть рецепты и на башкирском языке.

Вопросы технологии и продукты

Базар Чорсу. В поисках сушеной алычи
Базар Чорсу. В поисках сушеной алычи

Кулинарные цитаты, афоризмы

Роль мясника

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Возраст курицы можно определить по тушке. У молодых кур кожа белая, нежная, в тонких местах даже видны прожилки. Куры старые кожу имеют желтоватую, на ногах  - жесткую и загрубевшую,  с крупными чешуйками

Мясо, Рыба, Птица

Бараньи голени
Бараньи голени

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

free counters