Голубая керамика Риштана

Голубая керамика Риштана В пятидесяти километрах от Ферганы находится место моих голубых керамических грёз – городок Риштан. Мой низкий поклон коллеге, на машине которого мы отправились в Фергану, за то, что проделал этот крюк и подарил возможность насладиться ажурным лазоревым чудом – риштанской керамикой.
В Риштане керамику можно купить на базаре, это в основном «вынос» с Риштанского керамического завода. А можно отправиться домой к кому-нибудь из местных мастеров.
Так как была жума(пятница) и было время большого пятничного намаза, базар пустовал. Об этом нас сразу предупредили приветливые местные жители у которых мы спрашивали дорогу. Тогда, въехав в город, мы остановились у чайханы, и просто спросили, где дом усто Рустама Усманова. Оказалось, что это в метрах 300-х ниже базарчика по дороге.

И вот мы на пороге большого риштанского жилого дома, он же мастерская, магазин и музей. И живет и работает здесь усто(мастер) Рустам Усманов, один из самых известных риштанских гончаров.

Огромный пустой двор под естественным навесом из виноградных лоз. По всему двору расставлены столы с россыпью риштанского керамического чуда. Керамика здесь повсюду: на столах, стенах, подоконниках, даже с виноградных лоз свисают расписные звонкие глиняные колокольчики.

Взглянув на окна комнат, выходящих во двор, и увидев на подоконнике классические образцы гиждуванской керамики и терракотовые фигурки, я понимаю, что там музей. В глубине двора, за деревянной перегородкой, виднеется мастерская.

Двор тих и пуст, лишь негромко доносятся голоса работающих художников. Встретила нас одна лишь разговорчивая киска с раскосыми глазами и явно египетскими чертами удлиненной, словно точёной мордочки. Вокруг киски вился нахальный рыжий котенок, которому явно не нравилось, что мать-кошка уделяет нам так много внимания.

Я разрывалась между желанием ответить на гостеприимство киски и столами с лазоревыми тарелками, ляганами, пиалами, чайниками, кассами, вазами, всего не перечесть.

Все решилось само. На одном из столов я увидела керамику необычного тона глазури – сиренево-синего(верхняя фотография). Невиданная мною доселе глазурь создавала эффект тусклого свечения синих и зеленых тончайших узоров под нею. К сожалению, фотография не передаёт этого удивительного эффекта. Сколько бы я не фотографировала эту коллекцию посуду на расстоянии, это псевдосвечение только размывало контуры изделий. Да ничего, решила я, куплю, и дома подберу освещение.

Охранница керамики киска, очень правильно оценив ситуацию, просто сопровождала меня в моих перемещениях от стола к столу. Так мы имели возможность переговариваться, не отрываясь от керамики. Причем, когда я выражала свое восхищение слишком громко, она начинала столь же громко мяукать, как бы помогая мне выражать восторг.

На столах во дворе усто были представлены все виды риштанской керамики: и традиционные с ажурным узором с зеленовато-голубой глазурью, и залитые темно-синей, насыщенной глазурью, и ложувари с тонким синим узором под прозрачной глазурью, не так часто встречающиеся изделия под насыщенно глазурью цвета стареющей бирюзы, и даже чини – риштанская керамика в традиционной технике, но с подобным китайскому рисунком. Чайник чинни на переднем плане.



Форма изделий изысканна, чего не встретишь в образцах заводского риштана. Многообразие просто поражает. Впервые увидела риштанские касы на тонком основании, или округлые, подобно японским суповым чашкам. Не могла долго оторваться от идеально плоского блюда-диска для сладкого. Стопка этих блюд на первой фотографии.
Выполненное на гончарном круге стоит очень дорого. Выполненные формовкой изделия имеют совершенно доступную цену. (Я в Бухарских заметках писала как отличить работу на круге от формовочной) Так, пиала обычного размера – 4000 сум, это 2 usd Абсолютно всё расписано вручную.

Особо хочу отметить высочайшее качество глазури. Уж поверьте, много я глазури всякой видела. Не смотря на то, что основные компоненты риштанской глазури остаются неизменными на протяжении веков, у каждого мастера есть свои секреты в пропорциях, компонентах и технологии. Это как лак для скрипок Амати и Страдивари.

В риштанской керамике есть три главных вещи, которые отличают риштанскую керамику от всех других и собственно определяют её.

Это особая форма узоров, определенный цвет красок и уникальная глазурь строго обозначенной гаммы. Эта глазурь называется ишкор, от того риштанскую керамику иногда называют ишкоровой.

Сырье – глина, используется местная, риштанская - хоки cуpx. Она столь хороша, что её можно ничем не обогащать.

В старину, компоненты для глазури – кварц, кварцевый песок добывали там же, недалеко от Риштана. Краски растирались вручную, и в неё помимо местных химических компонентов с окрестных гор входила зола местных же растений. И растения эти собирали в определенное время, в означенной степени зрелости и обращали в золу по особой технологии. Сейчас конечно все больше красители завозят. Однако ж умеют наши мастера из стандартных красителей получить собственные традиционные для Риштана цвета.

Что касаемо уникального узора, то побывав хоть раз в месте, где сконцентрировано много риштанской керамики, вы уже начнете её выделять из любой другой.


Я перебираю и перебираю чудесную посуду, и подержу на ладони, и переверну, и покручу, и поймаю на ней луч света. В это время моя сопровождающая – киска дала понять, что пришел хозяин. Во двор вышел Усто Рустам.

Мы прошли с ним в музей, посмотрели образцы старинной керамики и керамики из других регионов Средней Азии.

Меня тянуло обратно, во двор, к голубому риштанскому великолепию. Я задала мастеру свои вопросы и объяснила, что у меня особые требования к цвету, ибо мне нужно фотографировать еду. Мы вместе подобрали для меня спокойную нежно-зеленую гамму. И еще я спросила, а не делают ли они керамику обычную, нерасписную. Усто провел меня в угол двора, где за занавеской громоздились россыпи коричневой керамикой. Что называется для будней и праздников.

Тут уж моим восторгам не было предела, киска вновь усиленно мне подвыла для пущего эффекта. И мы с ней выбрали мне прекрасный коричнево-желтый деревенский набор. Как только приготовлю что-либо, гармонирующее с этим комплектом, сфотографирую, и напомню откуда это взялось.

Наступило время упаковки посуды. Усто Рустам бережно сделал это сам. Для упаковки во дворе стоял отдельный стол с упаковочной бумагой и холщевыми сумочками. Пока Усто обворачивал пиалы, киска вскочила на стол и развалилась на подготовленном упаковочном листе. Она любовно и с вывертом обтиралась об мою руку, всем своим видом давая понять, что она совсем не против, если её упакуют в эту бумагу для меня. Но был против хозяин, он не стал её упаковывать. Он позволил нам с киской еще пообщаться некоторое время, мы сказали друг другу слова благодарности и отправились в путь.

И вот я приступила к фотографированию риштанской керамики, покрытой сиренево-серой прозрачной глазурью. Помните, глазурь давала свечение, которое размывало контуры и керамика казалась покрытой сиреневым налетом. Я обнаружила еще одно свойство этой глазури. При искусственном освещении сиреневая дымка глазури как будто растворяется и весь узор под нею проявляется четко и ясно.



Я не рассказала подробно о музее, ничего о мастерской и помощниках мастера, о названиях и технологиях. Не то все мои последующие посты на пару месяцев были бы только об этом. Это уж формат книги получается.

Да и не передать словами многое из того, что видят глаза и ощущают руки. Потому как стоит все это увидеть самим. Проделать более чем четырехчасовой путь от Ташкента до Риштана и обратно, дабы иметь возможность увидеть и приобрести работы Мастера.

Е-mail Усто Рустама Усманова usmanov <собачка> simus.uz
Могу заинтересованным дать телефон Усто, пришлите сообщение по форме обратной связи на сайте, отвечу на указанный mail. Можно договориться о времени приезда, чтобы застать самого усто Рустама.

16.06.2010


Название: Голубая керамика Риштана
Теги: Узбекистан, Ферганская долина, Искусство, Посуда
Количество показов: 8175
Дата:  25.07.2010


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Как и где растет исрик

Кулинарный юмор

- Вы такой красивый молодой человек и еще не женаты?!
- Такое мое счастье! Каждый раз, когда я встречаю девушку, которая готовит, как моя мама - она выглядит, как мой папа!

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Гастрономъ.ру

Большой каталог внушающих доверие рецептов

Кулинарный Узнет

Кўза шурва

Кулинарные цитаты, афоризмы

О просвещенности

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Бутылку с оливковым маслом нужно держать в шкафу. На солнце оно приобретает неприятный вкус.

Мясо, Рыба, Птица

Щука из Сырдарьи
Щука из Сырдарьи

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters