Живая энциклопедия тюбетеек от мастера Нилуфар Абдуллаевой

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана.
Мы подходим к стенду со сверкающими бухарскими тюбетейками. Квадратные, с плоским верхом, они украшены богатой вышивкой золотыми нитями. Узор настолько рельефен, что светлое золото причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такая тюбетейка безусловно, для праздников, в будни носили тюбетейки попроще.



В любом регионе тюбетейки делятся на женские, мужские, детские и для пожилых людей. Женщины старшего возраста тюбетейки не носят, их головной убор – платок. Золотом вышивают только женские и детские тюбетейки, причем мальчикам разрешается носить такую тюбетейку лет до десяти, да и то, только по праздникам.

А вот зеленая бархатная тюбетейка для пожилого жителя Бухары. Они бывают не только зелеными, но и черными, глубоко-фиолетовыми и темно-бордовыми. За ней виднеется праздничный головной убор, похожий на корону или кокошник, который женщины одевают под покрывало.
Справа, с краю, круглая бухарская женская тюбетейка, вышитая золотом. Такие тюбетейки были в моде у бухарских женщин в средние века.

 

А вот здесь на втором плане – бархатная женская бухарская тюбетейка с золотым шитьем. Об всех этих деталях нам рассказывает автор этих работ, молодой мастер из города Кагана Бухарской области, Нилуфар Абдуллаева. И как раз приходит время задать ей вопрос: Почему здесь, среди бухарских тюбетеек, находится кашкадарьинская «гилам дуппи»(она на первом плане)

 

Оказывается, тюбетеечных дел мастер Нилуфар Абдуллаева шьет не только бухарские традиционные тюбетейки. Она несколько лет изучала приемы и техники создания тюбетеек самых разных регионов Узбекистана. И в коллекции её работ есть практически все, и не только узбекские, но и тюбетейки других народов, проживающих в  Узбекистане: таджикские, афганские, казахские и даже уникальные тюбетейки, которые носили испокон веков евреи, осевшие на территории Средней Азии.
Мы попросили Нилуфар показать нам её работы в разных стилях.
Классическая тюбетейка «ироки» из Ферганской долины. Она вышита крестом и полукрестом и на белом фоне несет цветы (цветущий урюк и анор – гранат). Змеевидная дорожка крест-накрест – это традиционный "илон изи" (след змеи). Несет функцию оберега от злых сил.

 

А вот занятная тюбетейка, которую чаще можно встретить в Самарканде, где традиционно много таджиков. Она выполнена строгим геометрическим орнаментом в виде множества бегущих дорожек. Еще один вид  таджикской тюбетейки на предыдущей фотографии, сразу за ферганской.

  

Исследованием современных тюбетеек Нилуфар не ограничилась. Много времени она провела в самых различных музеях декоративно-прикладного искусства Узбекистана. И составила для себя целый альбом фотографий старинных тюбетеек. По этим фотографиям, мастерица воссоздала многие из них.
    Нилуфар пригласила нас к застекленному стенду, где на куске бархата тускло сияли настоящие средневековые бухарские тюбетейки, музейные экспонаты.
Уникальна зеленая бархатная тюбетейка для пожилых мужчин. Ей более 100 лет. Но не в этом дело, под стеклом есть тюбетейки в три-четыре раза старше. По поверхности тюбетейки в определенных местах нашиты серебряные детали сложной формы. Так вот эта тюбетейка – лечебная. Серебро воздействует на человека, одевшего её, и не дает проявиться головной боли, болезням сосудов, повыситься давлению и вообще препятствует множеству болячек, свойственных пожилым людям.

 

Нилуфар Абдуллаева шьет не только тюбетейки, она создает целые ансамбли одежды.  И это не карнавальные костюмы, это одежда для повседневного ношения. Так, на фотографии, справа, налево:
Костюм в светлых тонах подойдет молодой девушке на выданье. В таком можно и на учебу выйти, и в гости отправиться.
Центральное бархатное платье – современная нарядная одежда для женщины бальзаковского возраста. Оно выгодно оттенит зрелые пышные формы. В таком не стыдно пойти на свадьбу или погулять в праздник. Особенно интересен здесь головной убор. Это шапочка с мешочком для кос. Эту модель Нилуфар воссоздала по средневековому музейному экземпляру. Такую шапочку носили пожилые женщины в Бухаре много веков назад.

 

Третий комплект – подойдет для молодой замужней женщины. В таком костюме и в офисе появиться прилично и вечерком на популярный концерт сходить. Пиджак на первый взгляд кажется целиком вышитым. Но нет! Это особая технология ткачества, близкая к созданию гобеленов, поверх которого уже накладывается особым способом узор.  Эту технику Нилуфар Абдуллаева восстанавливала также по фрагментам музейных экспонатов.
Вблизи фактура пиджака поражает своим объемом и сочностью красок.

 

Нилуфар очень молода и в моем представлении больше похожа на выпускницу престижного института, а не хранительницу древнего мастерства. Я спросила её, о том, как она стала мастером. И история появления Нилуфар Абдуллаевой в своей уникальной профессии, не менее удивительна, чем её работы.
Девочка из интеллигентной городской семьи, после окончания школы неожиданно проявила интерес к мастерству создания тюбетеек. Так как учебных заведений такого рода нет, она отправилась к знаменитому старому мастеру в Бухаре, и попросилась в ученицы.  Старый бухарский еврей, шивший тюбетейки более полувека, наверное подумал «что все проходит», но тем не менее принял талантливую девочку в свои подмастерья. Так прошла Нилуфар настоящую школу и стала мастером. Ведь у нас, в Узбекистане, мастер тюбетеек лишь тот, кто учился у мастера, и кому мастер сказал: «Теперь ты можешь работать сам.»
Родители предложили Нилуфар все-таки получить высшее образование, и она закончила Ташкентский Текстильный институт по специальности дизайн одежды. Во время учебы Нилуфар не на миг не оставляла шитье тюбетеек и во всех её институтских работах , красной нитью проходят национальные техники, элементы  и узоры.

Ну вот настало время показать вам саму Нилуфар. Почему придаю такое значение этому моменту?
А потому что мастер настоящих и древних тюбетеек Нилуфар Абдуллаева – удивительная восточная красавица. Высокая, черноокая, с длинными косами. Она грациозна как джейран, утонченна, как её золотое шитье. При этом воспитана в идеально классической средне-азиатской манере. Скромна, вежлива и уважительна. Я провела с ней много времени, и с каждой минутой все более восхищалась ею. Она всегда выходила из кадра, когда я фотографировала её работы, скромно ожидая нового вопроса.
Когда настало время прощаться, я все же попросила у Нилуфар Абдуллаевой разрешения сфотографировать её. Он стеснялась, но не имела права отказать просьбе старшей по возрасту.



Вот таких два восточных бухарских чуда были на выставке: невероятной красоты и утонченности тюбетейки и, не менее прекрасная  мастерица.  А «нилуфар» по-узбекски значит «лотос», символ красоты и чистоты.

Я напоследок спросила Нилуфар, где можно приобрести её работы. На что она объяснила, что у неё есть маленькая мастерская в Кагане, и что работает она в основном под заказ. И подумалось, как все таки хорошо, что в Узбекистане популярна национальная одежда. И что спрос на неё позволяет развиваться дару такого удивительного и глубокого мастера, как Нилуфар Абдуллаева.




Андижанские тюбетейки
Живая энциклопедия тюбетеек от мастера Нилуфар Абдуллаевой
Каракалпакские тюбетейки
Кашкадарьинские тюбетейки


Название: Живая энциклопедия тюбетеек от мастера Нилуфар Абдуллаевой
Теги: Узбекистан, Узбекистан в лицах, Узбекские традиции, Искусство, Бухара
Количество показов: 10386
Дата:  27.11.2010


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Лепешки Ферганской долины
Лепешки Ферганской долины

Кулинарный юмор

В Тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была прекрасная, независимая, самостоятельная и умная Принцесса. Вот однажды сидела она на берегу живописного пруда в зеленой долине близ своего замка, размышляла о смысле жизни и вдруг увидала лягушку. Лягушка прыгнула ей на колени и сказала: "Милая, добрая девушка. Когда-то я был прекрасным Принцем, но злая колдунья заколдовала меня, превратив в лягушку. Если ты меня поцелуешь, я снова превращусь в Принца, и тогда, моя Прелесть, я поселюсь в твоем замке, а ты будешь готовить мне еду, чистить моего коня, стирать мою одежду, растить моих детей и радоваться, что я взял тебя в жены".
Тем же вечером, легко поужинав лягушачьими ножками с приправами и бокалом белого вина, Принцесса тихонько хмыкнула и подумала: "Ага... щааазз!"

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Азбука кулинарии

Хорошая подборка советов, описаний продуктов. Вообще много сопутствующей кулинарии информации

Вопросы технологии и продукты

Топленый жир
Топленый жир

Ремесла, искусство, традиции

Керамика Шелкового пути мастера Абдулвахида
Керамика Шелкового пути мастера Абдулвахида

Кулинарный Узнет

Қатламали патир

Кулинарные цитаты, афоризмы

О рыбной диете

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Гуляш по-испански.
Гуляш по-испански.

Совет дня

Ура! Договорились, что колбасу на НГ покупать не будем. Ну, если не нашлось хорошей колбасы, стоит ли брать любую, только ради того, чтобы было? Пообещала своим приготовить большой поднос с мясными закусками.

Думаете это сложно? А давайте порассуждаем.

Мясо, Рыба, Птица

Зеркальный карп
Зеркальный карп

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters