Керамика Гиждувана. Династия мастеров Нарзуллаевых

Керамика Гиждувана. Династия мастеров Нарзуллаевых Цвета солнца, земли, зелени и воды в изумительных легких глиняных формах – это уникальная гиждуванская керамика мастеров Нарзуллаевых. В советское время наверное не было ни одного руководителя иностранной державы, который бы не был одарен авторским ляганом или кувшином усто Нарзуллаева. Эту керамику дарили как самое драгоценное, что у нас есть.
Гиждуванская керамика легко определяема во всей россыпи узбекской керамики. Одна из древнейших школ, которая формы, цвета и систему узоров пронесла неизменными через многие века. Теплые золотисто-желтая и коричневая гаммы.

Характерно для гиждуванских форм, помимо особого цвета, отсутствие центральной симметрии в росписи чаш и блюд. Осевая – да. У рисунка на круглом блюде зачастую есть верх и низ. Причем рисунок будет символичным, он будет начинаться на земле и заканчиваться небом. Посмотрите на фотографии на большой ляган – казалось бы центрально-симметричная композиция из розеток. Однако же мастер тут же разбивает симметрию, расписывая каждую розетку новым цветом.

 

Такого обилия разнообразных горшочков самых разнообразных форм и размеров не доводилось встречать нигде, кроме как в Гиждуване.
На фотографии – работа самого юного мастера из династии Нарзуллаевых, Обиджона Нарзуллаева. У него удивительное чувство формы и цвета. Изделия легки, словно перо. На ощупь теплые и слегка шершавые. Держать их в руках – невероятное тактильное наслаждение. Эти горшочки обладают особыми физическими свойствами. Они хранят тепло невероятно долго. Секрет как этого свойства горшочков, так и их легкости в камышовом пухе. Его добавляют в глину при замесе. Позже, при обжиге он выгорает, оставляя в стенках сосуда множество микрополостей, превращая сосуд в уникальный термос.

 

А это уникальная старинная чаша на ножке имеет название «кричащая коса». Её секрет в особой ножке. Между ножкой и основанием касы есть полость, а в полости скачет маленький камушек.  Рассказывают, что такая каса – инструмент для жены, чтобы ненавязчиво напомнить мужу, что в доме нет продуктов. Дело в том, что если чаша пустая, то она гремит. Если наполнена – звука не слышно. Так вот придет муж домой, а жена касу трясет, как погремушку. И сразу ясно, дома есть нечего  - муж виноват. И ни тебе никаких скандалов и обвинений. Один лишь звонкий голос кричащей касы.



На чаше – особый элемент, характерный для керамики Гиждувана – нухут. Это мелкие точки-горошины, которые следуют по линиям орнамента, усиливая и словно удваивая его.
 
Кричащие чашки бывают разных размеров. Вот эта, большая, литра на четыре – для второго блюда. Казан-кабоб или долма туда можно положить.

 

Мастер демонстрирует нам устройство ножки с полостью.



Характерная особенность для гиждуванских изделий – обилие крышок к чашам. Они предназначены для сохранения температуры поданного блюда.
Обратите внимание, центральная часть обода чаши украшена особой растительной каймой – ислими. Верхняя часть обода – словно сжатые кресты. Низ чаши украшен гравировкой -хона хорош. Это отличительные особенности гиждуванской керамики, дошедшие до нас из глубины веков.

Еще один очень характерный узор росписи мы видим на крышке этой чаши. Ему много столетий и называется он абр, или абровый. Абр – означает облако.

 

Еще одна особенность керамики Гиждувана – это краски ангоб. Краски, основу которых, помимо красящего вещества составляет глина.



Эти густые краски-глины наносят поверх сырого изделия и при обжиге они дают эффект выпуклого, очень рельефного рисунка. Гиждуванские мастера наносят узоры этими красками в несколько слоев, после чего покрывают их глазурью. Получается, что выпуклый узор находится в стекловидной толще желтоватой глазури, и,  при попадании света на поверхность посуды, создается эффект свечения узора.  

 

Совсем недавно, мастера старшего поколения  Нарзуллаевых восстановили уникальную старинную технику росписи черной гиждуванской керамики. Так что вы видите её первыми.

 

Дело в том, что роспись для большинства мастеров Гиждувана – это не просто «взял краски и раскрасил». Краски производят из натуральных природных компонентов и секрет их создания передается из поколения в поколение. Не случайно в гончарном ремесле мастера по специализации делились на кулол и наккош, собственно гончары и рисовальщики. В семье Нарзуллаевых мужчины  совмещали оба умения в одних руках.

 

В центре блюда или тарелки характерные для гиждуванской школы цветок или перо. На третьей тарелке – хвост павлина. Краски, которыми выписан павлин, создают стереоэффект. Все детали кажутся выпуклыми, а разноцветные мазки выглядят словно стеклянные шарики, наклеенные на перо.  
 


История рода гончаров Нарзуллаевых достоверно начинается с усто Шарифиддина Гиждувоний(дословно Шарифиддин из Гиждувана). Он родился в 1790 году и прожил долгую жизнь – 95 лет, передав свое мастерство сыну, усто Эргашу Кулолу (дословно Эргаш Гончар) отдельные образцы их работ сохранились в семье и сейчас хранятся в музеях Узбекистана.
Династию гончаров продолжили два сына Эргаша Кулола.  Усто Нарзи Эргашев и усто Тош Эргашев так же, как и отец, были знаменитыми косагарами (мастера касы). Их работ сохранилось достаточно много.
Судьба усто Тош Эргашева сложилась трагически. В 37-м году он попал под молох сталинских репрессий, был арестован. Когда настигла его смерть, и где он покоится до сих пор неизвестно. Может быть тайну его кончины хранят рвы на Алвасти куприк.
С этих страшных времен начинается период забвения уникального гончарного мастерства. Многое в то время было утеряно, и восстанавливать пришлось очень долго. Современные мастера работают над этим до сих пор.
Далее судьба потомственных гончаров совершила удивительный поворот. Дело в том, что на заре советской власти, в Гиждуване самыми знаменитыми были два рода гончаров. Собственно род, который впоследствии стал называться Нарзуллаевыми, и род усто Умарова. Род Нарзуллаевых был обезглавлен и находился на грани угасания. Усто Нарзи Эргашев скончался в 32-м году, оставив на руках жены пятилетнего сына Ибадулло, Тош Эргашев арестован в 37-м и пропал. Мастерство гиждуванских мастеров в совешеннейшем упадке.
     И вот, знаменитый усто Усман Умаров, женится на вдове Нарзи Эргашева, и усыновляет сына усто Нарзи – Ибадулло. Так потомок одной знаменитой гончарной династии становится сыном и учеником продолжателя другой. Усто Ибадулло Нарзуллаев вырастает в удивительного и талантливого мастера. На стыке двух керамических школ он не только работает во множестве традиционных керамических техник, но и создает новые, собственные формы. Именно Ибодулло Нарзулаев стал тем человеком, с которого началось возрождение пришедшей в упадок керамики Гиждувана. Всемирно признанным мастером стал и его сын, Алишер Нарзуллаев. У Ибодулло Нарзуллаева было 11 детей, и практически все они продолжили дело своих предков.

Сегодня в мастерской Нарзуллаевых творит уже восьмое поколение кулолов. При мастерской есть музей и школа керамического мастерства. Мне довелось познакомиться с Обиджоном Нарзуллаевым, потомком уникального рода. Он работает в классической гиждуванской манере. Его работы легки и изящны. Кажется что желтые  стенки его чаш задержали в себе навеки солнечный цвет, а терракотовые невесомые касы хранят тепло прогретой солнцем земли Гиждувана.
Мой поклон вам, юный усто Обиджон. Я с душевным волнением приняла из ваших рук удивительные творения. И не устану подписывать под каждой фотографией блюда в этих чашах, что это глиняное чудо сотворено вами. И что вы достойнейшее продолжение рода кулолов Нарзуллаевых.



Название: Керамика Гиждувана. Династия мастеров Нарзуллаевых
Теги: Узбекистан, Гиждуван, Узбекская керамика, Узбекистан в лицах, Посуда, Нарзуллаевы
Количество показов: 6802
Дата:  03.12.2011


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Оксана
Я не могу равнодушно смотреть такие посты! Тем более с такой историей. Низкий поклон вашим Мастерам!
Когда смотрю на такую посуду, я теряюсь, чтобы я выбрала. Ловлю себя на мысли - хочу все! меня не выпустят из Узбекистана на границе :D
Спасибо!
Лилия Николенко
А представляете, как мучительно на все это смотреть в реале? :))


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

Чем старше становлюсь, тем меньше кажутся мне пельмени...

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

"Дундук-кулинар" - сборник авторских рецептов.

Рецепты приготовления различных блюд, фотоинструкции. Очерки о кулинарии и на вольную тему.

Вопросы технологии и продукты

Режем мясной фарш вручную
Режем мясной фарш вручную

Кулинарный Узнет

Тухумли сомса

Кулинарные цитаты, афоризмы

Саморазрушение спаржой

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Извлекая готовую запеканку из духовки, нужно дать ей подостыть – горячая она плохо режется.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters