Оранжевая керамика Шахрисябза

Еще пару лет назад добавила бы к названию слово «Реквием». Потому что мастеров этой уникальной школы уже не осталось. Но…

В недавнем разговоре с известным шахрисябзским художником прозвучало:
- Тебе знакомы имена: Хазраткул Абдуназаров, Рустам Игамбердиев?
- По-моему керамисты. Но работ их не видела.
- «По-моему», «керамисты»… Что ты тогда знаешь об узбекской керамике!?
- Не обижайте, Наби-ака. Ну откуда я могу о них узнать! Я итак стараюсь читать и смотреть все.
- Ээх, Лиляхон. Эти имена - моя боль. Что ты слышала о Шахрисябзской керамике?
- Что она оранжевая, как пламя. И что её больше нет.
- Вот потому что нет, потому и болит мое сердце. Ты бы знала, какая она сказочная. Мечта моя – восстановить шахрисябзскую керамическую школу. Книгу о ней написать. Ты мне поможешь?
- Спрашиваете, Наби-ака! Только скажите, когда приехать. Я все брошу и буду у вас в Шахрисябзе через 6 часов после вашего звонка. Только вот материалы… Они у вас есть? Говорят же практически ничего не осталось.
- Осталось. Собрал я кое-что.
- Это формы, цвета и роспись. А технология?
- Ты знаешь, в молодости я застал многих мастеров. Даже учился у них. Так что думай серьезно. Думай, кто нам может помочь в этом деле.

 

В выставочном зале союза художников маленький очаг оранжевого пламени, которое не в состоянии заглушить даже стеклянный короб, я увидела издалека.

Не может быть! Шахрисябз.
Тщетно пытаясь замедлить сердцебиение, приблизилась к стенду. Хотелось зажмуриться, прежде чем посмотреть на табличку.  И было страшно ошибиться.
«Изделия мастера А.Хазраткулова. (1895-1970 гг.)  Шахрисябз» - значилось на табличке.

Это «А» с точкой перед фамилией мастера резануло. Не так дОлжно было написать.
«Рукотворное оранжевое чудо, древнее пламя зарафшанских гор. Творение великого Усто, одного из последних мастеров, создателя знаменитой шахрисябзской керамической школы, Абдукарима Хазраткулова. Ученик своего отца, Усто Хазраткула Абдуназарова и своего дяди, Усто Рустам-бобо Игамердыева. В 80-х годах ХХ-го века древняя шахрисябзская школа керамики прекратила свое существование»
Вот так написала бы я на табличке.

По характеру и техникам, шахрисябзкая керамика близка к Гиждуванской, по некоторым источникам, древние мастера Шахризябза  учились именно у Гиждуванских мастеров.
Но в отличие от гиждуванской, размашистой техники, шарисябзкая керамика отличается утонченностью и тщательностью росписи.
Уникальный рыжий, пламенный цвет объясняется особенностями красной глины, которую мастера добывали в отрогах Зеравшанского хребта в окрестностях Шахрисябза.


 
Коса.

Композиции из многочисленных кругов – отличительная особенность шахрисябзского стиля. Круг, внутри которого находился другой круг, или даже несколько кругов, носил достоинство оберега. Этот элемент назывался «бычий глаз». Некий аналог традиционного в Узбекистане  амулета от сглаза «кузминчок»

 

Ним-товок(блюдо)

Самый удивительный момент в шахрисябзской росписи – это использование глухого холодного белого цвета на теплой оранжево-желтой гамме.  Он создает завораживающий эффект древней ветхости и одновременно объема. Словно на старинной арабской фреске симметрично облупилась штукатурка.
Особенно усиливает этот эффект наличие черных элементов. Как в узоре обода, так и в центральной композиции. Это может быть как стилизованный калампир(перчик), так и анор(гранат).  Сам характер этой стилизации в шахризябской керамике уникален и читаем. Посмотрите на 4 черных граната в центре блюда, и вы все поймете.
Многочисленные контурные и теневые точки создают впечатление как от выпуклой ювелирной скани.

 

Тогорча (блюдо средней глубины)

Есть у шахрисябзской керамики еще два секретных момента. Именно из-за них нанесенный узор кажется столь рельефным и объемным.
Во-первых это лессировка. Технический прем многократного нанесения слоев полупрозрачных красок разного тона.
Во-вторых, знаменитый узбекский ангоб, когда окрашенная,  очень жидкая глина наносится на изделие перед обжигом, создавая стереоэффект. Каждый окрашенный слой становится отдельно живущим элементом.
На плоских блюдах этот эффект особенно заметен.

 

Порум-товок (плоское блюдо)

Круг-обод с точками внутри – характерный элемент шахризябских работ. Похожи на пышные лепешки, большие и маленькие. Они читаются повсюду.

Характерное украшение лепными элементами:

 

Кошкулок (сосуд для катыка)

Через долгое время мне удается оторваться от небольшого шахрисябзского стенда и поднять глаза.
- О, силы! Еще… - выдыхаю я.
На стене за стендом роскошные ляганы. То же рыжее пламя. Те же вписанные друг в друга круги. В кругах – крупные черные магические элементы. В свободном пространстве между кругами и элементами вписано множество мельчайших символов. Их читать и читать…
Я уже абсолютно уверена, что это Шахрисябз. Но  я также знаю, что это не Усто Карим Хазраткулов. Усто Карим – мощный классик, добрый сказочник. Здесь же магическая сила, смелая и невероятная, повергающая в транс с первого прикосновения взглядом.



Я бы повесила такой ляган на стену в переговорной комнате офиса. И сажала потенциальных клиентов и партнеров так, чтобы их взгляд невольно приходился на этот ляган. Гостя заворожит, затянет магический калейдоскоп древнего узора, и станет гость  податливым и мягким, словно нагретая солнцем шахризябская глина. На меня эти волшебные круги воздействовали именно так. А ведь я человек ко всякому шаманству очень устойчивый. А здесь растаяла и потеряла волю.
Кто же эти мастера?

 

«Изделия мастера И.Рустамова(1873-1960). Шахрисябз»
В моих архивах по узбекской керамике не нашлось ни одного упоминания этого имени. В Интернете тем более. О шахрисябзских мастерах этот текст в сети будет первым. Дай Бог не последним.
Учитывая особенности присвоения фамилий в Узбекистане в начале ХХ-го века и дату рождения, могу предположить, что Усто Рустамов – потомок, возможно сын знаменитого Усто Рустам-бобо Игамердыева(19 век).
Я  обещаю, что буду искать все о нем в Шахрисябзе.



Близкие по технике работы, не смотря на то, что мастеров разделяет более полувека. Усто Ахат Музаффаров(1935-1980гг.)  По моим архивам – год рождения 1928.

 

Ляган особой формы. Дно у него не сферическое, а плоское. Та же сочность цветов, утонченность узора, обилие магических элементов.

Сделав очередной круг по залу, я вновь и вновь возвращалась к Шахрисябзу.  Не отпускал. Возникла даже мысль – нашему выставочному залу Академии художеств бесплатный ночной сторож на недельку, до 24-го не нужен? Я бы с удовольствием.

Я много думала о том, как случилось так, что эта уникальная керамика ушла в небытие. Дату смерти определяю примерно 80-ми годами. Начало развала Союза. Предполагаю, что отсутствие рынка сбыта, высокая трудоемкость производства, и как следствие, высокая себестоимость. Еще преклонный возраст великих мастеров. Они практически все ушли в эти годы.  Молодые ученики не видели смысла продолжать и поддерживать великое наследие. Оно не кормило. Но по моим подсчетам, ученикам великих Усто сейчас лет на 10-20 больше чем мне. Значит все таки жива надежда на возрождение, пока еще не минуло невозвратное количество лет.  
И еще есть художник из Шахрисяза Наби-ака, который много лет назад был подмастерьем у знаменитого Усто. И у него болит сердце об ушедшем оранжевом керамическом чуде. И есть образцы. И Память…

Описанная коллекция шахрисябзской керамики предоставлена Дирекцией художественных выставок при Академии Художеств Узбекистана. Постоянно не выставляется. Поэтому до 24-го марта 2012 года есть время побыть рядом с этим оранжевым чудом несколько часов. Погрузиться и насладиться.

Обязательно сделайте это. Постойте рядом, вглядитесь в каждый элемент шахрисябзской росписи. Попробуйте его прочесть. Прочтите так, как будет даровано только вам. В каждом завитке на красной глине все так многозначно. Древняя магия узора воздействует на вас. Обережет и дарует силы.
Я проверила…
Дарует и приносит удачу.



Григорий Ильич Улько. Портрет народного мастера Хазраткулова.(Источник: pr.uz)

Название: Оранжевая керамика Шахрисябза
Теги: Шахрисабз, Узбекская керамика, Узбекистан в лицах, Узбекистан, Посуда
Количество показов: 4531
Дата:  16.03.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Baxter
Всё же "усаживала" ;)
Baxter
Или "рассаживала" 8)
Лилия Николенко
Цитата
Baxter пишет:
Всё же "усаживала" smile;)

я ошиблась?
Оксана
Боже, какая красота :!: Да, Вы 100 раз правы - магическая сила!!!
Минин Андрей
Усто Ахат Музаффаров - вероятно, в его мастерской я был в 1970 году, была она на площади, две печи, когда мы нашли ее не без труда, у мастера были вынуты из остывшей печи тарелки, штук 500, и мы с моим другом купили по три рубля шесть штук, мне запомнились орнаменты из кругов: один круг, два круга, три круга, четыре круга и все сочетания цветов:голубой, зеленый , желтый, коричневый, то, что у керамистов называют "земли". Как хотелось бы узнать об этом чудесном художнике побольше!
Лилия Николенко
Цитата
Минин Андрей пишет:
Усто Ахат Музаффаров - вероятно, в его мастерской я был в 1970 году, была она на площади, две печи, когда мы нашли ее не без труда, у мастера были вынуты из остывшей печи тарелки, штук 500, и мы с моим другом купили по три рубля шесть штук, мне запомнились орнаменты из кругов: один круг, два круга, три круга, четыре круга и все сочетания цветов:голубой, зеленый , желтый, коричневый, то, что у керамистов называют "земли". Как хотелось бы узнать об этом чудесном художнике побольше!


Я обязательно напишу подробнее.

Скорее всего это он! Усто Музаффаров.
Андрей, вспомните пожалуйста еще, любые мелочи, каким он был, что сказал, как выглядела обстановка. Вспомните даже свои эмоции!
Буду ждать


Новости сайта

Апайкины байки
Телеграм-канал Лилии Николенко https://t.me/abayki

Кулинарные путешествия

Каперсы из Фариша

Кулинарный юмор

Свинарник. У длинного корыта с объедками сидит интеллигентного вида поросенок и аккуратно ест ножом и вилкой. Рядом с ним необъятная свинья стоит передними ногами в корыте и, повернув к поросенку перемазанную в объедках морду, ехидно спрашивает:
- И что? Ты думаешь, из тебя получится не колбаса, а ванильное пирожное???

Лилия Николенко

Кулинарные сайты

Сайт Ибадлаева Рустема о Крымскотатарской и Восточной кухне

Большая подборка рецептов с пошаговыми фотографиями по крымско-татарской кухне.

Вопросы технологии и продукты

17 пловов. Лук, морковь, нут и изюм
17 пловов. Лук, морковь, нут и изюм

Ремесла, искусство, традиции

Керамика Шелкового пути мастера Абдулвахида
Керамика Шелкового пути мастера Абдулвахида

Кулинарный Узнет

Манти шўрва

Кулинарные цитаты, афоризмы

О просвещенности

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Возраст курицы можно определить по тушке. У молодых кур кожа белая, нежная, в тонких местах даже видны прожилки. Куры старые кожу имеют желтоватую, на ногах  - жесткую и загрубевшую,  с крупными чешуйками

Мясо, Рыба, Птица

Туркестанский усач
Туркестанский усач

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

free counters