Цвета солнца, неба и земли. Керамика Гиждувана

Самая теплая и домашняя. Яркая и проникновенная. Гиждуванская керамика.
Возьмите в руки глиняный желто-коричневый горшочек-хурмача. Обнимите ладонями круглые блестящие бока. Замрите и прислушайтесь. Вам станет ласково тепло и комфортно. И не важно, что вы не собираетесь заквашивать в этом замечательном горшочке узбекский катык. Сам факт обладания этим горшочком делает вас другим.

 

Современная история гиждуванской керамики – это история двух династий знаменитых гончаров. Таинственной волею судеб два знаменитых рода объединились. Великим плодом этого союза стала плеяда гончаров Нарзуллаевых.

Выставочный зал Академии Художеств Узбекистана. Уникальная коллекция керамики Дирекции художественных выставок. Она выставляется не так часто. Настоящая экспозиция будет доступна до 24 марта 2012 года.

Работы Нарзуллаевых увидела издалека. Теплилась надежда, что увижу работы самого Ибадулло Нарзуллаева. Не сбылось.
Но было представлено множество совершенных гиждуванских творений его более знаменитого сына – Усто Алишера Нарзуллаева

Отдельно стоявший стенд притянул взгляд. Безусловно Гиждуван. Определенно не современный. Приглушенные мягкие цвета. Желтый цвет - не нарзуллаевского чистого тона, а приглушенный, с оливковыми тонами. Ушедшие в прошлое формы бадии(глубоких чаш).
Дирекция художественных выставок предоставила из своих фондов уникальную подборку работ Усто Усмана Умарова (1899-1960 гг)
 




Усто Усман Умаров, знаменитый продолжатель династии гиждуванских мастеров, сыграл ключевую роль в формировании современной гиждуванской школы керамики. Когда в молохе сталинских репрессий исчезли все мастера другого мощного рода мастеров Гиждувана, ведущего свой счет от Шарифиддина Гиждувоний(18 век), Усто Усман усыновил потомка обезглавленной династии – мальчика по имени Ибадулло. Именно Ибадулло Нарзуллаев и его сыновья впоследствии станут классиками современной гиждуванской керамической школы. Юный Ибадулло Нарзуллаев не успел в полной мере перенять знание своего отца, Усто Нарзи Эргашева. Он был слишком мал. И учился он у своего отчима, Усто Усмана. То ли знаменитые гены, то ли талант воспитания Усто Усмана, привели к тому, что Ибадулло Нарзуллаев сформировался в яркого, своеобразного художника-керамиста. Гиждуванский стиль с особым, уникальным почерком жил в нем на уровне подкорки. И сегодня уже правнуки Ибадулло Нарзуллаева продолжают работать в классическом стиле керамической школы Гиждувана.
Такой вот подарок судьбы – сквозь десятилетия, период упадка и суверенитеты, мы имеем возможность прикоснуться к наследию великого мастера.

Проникновенная  лирика Усто Усмана. Мягкие оливковые тона, приглушенная нежность красок и архаичные формы.

Ляган. Круги – обереги и лепестки из ромбов.
Многоярусный орнамент на чаше.
Характерный глухой коричневый цвет натуральных красителей.


 
Ним-товок. Усто Усман Умаров (1899-1960 гг)
 





Товоки лабгардон. Усто Усман Умаров (1899-1960 гг)

Полумесяц и солнце из кругов-оберегов. Усто Усман  в композиции часто использует одну ось симметрии, от чего его блюда кажутся картинами в расписной раме.

 


Тогора. Усто Усман Умаров (1899-1960 гг)

Глубокая чаша



 
Тогора с плоским дном. Усто Усман Умаров (1899-1960 гг)



 
Тогорача. Усто Усман Умаров (1899-1960 гг)


 
Товоки лабгардон. Усто Умар Усманов. 1966 г
(Из фотоальбома Современная керамика народных мастеров Средней Азии, 1974г.)


 
Коса. Усто Умар Усманов. 1966 г
(Из фотоальбома Современная керамика народных мастеров Средней Азии, 1974г.)
Удивительной красоты и гармонии сферическая форма.


 
Товоки лабгардон. Усто Ибодулло(Абдулла) Нарзуллаев. 1966 г
 (Из фотоальбома Современная керамика народных мастеров Средней Азии, 1974г.)


 
Товоки лабгардон. Усто Ибодулло(Абдулла) Нарзуллаев. 1966 г
(Из фотоальбома Современная керамика народных мастеров Средней Азии, 1974г.)


Работы Алишера Нарзуллаева и других мастеров семьи Нарзуллаевых.

Ляган. Широкое плоское дно и короткие бортики.



Традиционная для гиждуванских мастеров асимметрия рисунка и  широкий, богато расписанный растительным узором обод.

 

Ним-товок


Сюжетные гиждуванские композиции - изображение хвоста павлина, пера или смешения «цветок-хвост павлина»


 
Товоки лабгардон.

Для создания рисунка используется гравировка. Рисунок буквально «процарапывается» на сырой глине. Такие борозды могут создавать резкий контур для цветового элемента или выступать самостоятельным элементом

 

Товоки лабгардон.

Косы самые разные – на ножках различной высоты и с разной степенью расхождения краев.


 
Коса панджарадор
Особый вид косы с высокой гремящей ножкой.



 
Косача
Маленькая коса
Точка -  особый элемент гиждуванской керамики. Иногда они формируют узор или заполняют пространство между крупными элементами, в других случаях создают пояски-ободы. Иногда они следуют вдоль края элемента, создавая расплывчатый контур.
 


Косача. Внутренняя часть.
При изготовлении косы гиждуванские мастера часто покрывают обильным узором и внутреннюю часть чаш.


 
Шокоса



Шокоса. Внутренняя часть.
Расположенные по кругу элементы напоминают роспись внутренней части куполов мечетей и медресе, усиливая объемный эффект.



 
Шокоса
Светлые тона, многоярусный узор – отличительная черта отдельных изделий из мастерской Нарзуллаевых. Часто используемый прием нанесения рисунка с нечеткими гранями и контурами. Эти работы создают солнечное, радостное ощущение и цветом своим и особой «натуральностью».

 

Хурмача

Таких роскошных горшочков, как в Гиждуване не встретить ни в одном другом регионе Узбекистана. Пузатые, широкогорлые - большей частью они все предназначены для катыка. Однако замечательно ведут себя и в духовке.


 
Хурмача

 

Сосуд для масла.

До окончания выставки этих уникальных работ (24 марта)  еще есть время.
Поспешите увидеть. Во-первых редчайшая коллекция Усто Усмана Умарова. Во-вторых прекрасная подборка работ Алишера Нарзуллаева. Разглядывайте и разгадывайте каждый элемент.
Вы настолько проникнетесь гиждуванским керамическим стилем, что впоследствии никогда не примете за истинный Гиждуван китчевую подделку.


Название: Цвета солнца, неба и земли. Керамика Гиждувана
Теги: Гиждуван, Узбекистан, Узбекская керамика, Узбекистан в лицах, Посуда, Нарзуллаевы
Количество показов: 4784
Дата:  16.03.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Оксана
Цвета солнца, неба и земли мне по душе :)


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

- Отвратительная у вас собака! Я ей хлеба бросил, а она меня за икру укусила.
- Прекрасная собака! Просто она любит бутерброд с икрой.

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Рецепты на Doda.uz

Узбекская кухня. Рецепты на узбекском и русском языках

Вопросы технологии и продукты

Лапша из теста на гусиных яйцах
Лапша из теста на гусиных яйцах

Кулинарный Узнет

Каршинские чебуреки

Кулинарные цитаты, афоризмы

О самаркандских тандырных лепешках

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

В стандартную духовку помещается шесть 750-800 граммовых горшочков. Очень удобно готовить одновременно в них и первое и второе блюдо. В трех - суп, в трех других любое мясо-овощное блюдо на выбор. Экономно.

Мясо, Рыба, Птица

Говядина. Реберная часть.
Говядина. Реберная часть.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters