Усто Одилбек Матчанов. Древние хорезмские космограммы

Усто Одилбек Матчанов. Сын легендарного мастера хорезмской керамики Усто Раимберды Матчанова. Одилбеку было десять лет, когда он встал рядом с отцом к гончарному кругу. Долгие годы, день за днем, он принимал от отца тайны древнего ремесла. От подготовки глины, красок и глазури до познания  бело-голубой тайнописи хорезмского орнамента.

Сегодня Усто Одилбек Матчанов уникальный мастер с собственным, узнаваемым почерком. Его творения неумолимо вызывают в памяти работы его великого учителя. В то же время они уникальны и самобытны. Это ощущение незримой связи двух мастеров – отца и сына, появляется от того, что Усто Одилбек Матчанов, также как и отец,- абсолютный классик хорезмской керамической школы. Он в мельчайших деталях следует всем канонам хорезмской гончарной техники, и, не отходя от традиций, развивает ее. Как бы мы не восхищались стилизациями в национальном стиле и новаторству в традиционных ремеслах, примеры бережного хранения аутентичного стиля в семьях потомственных мастеров вызывает благоговение и трепет.
 
Несколько столетий, восемь поколений мастеров этого талантливого рода жили и работали в старинном кишлаке Мадыр, недалеко от Ургенча. В наши дни, здесь на священной хорезмской земле, мастерскую своего отца вместе с миссией хранителя ремесла принял Одилбек Матчанов. И мы имеем счастье прикоснуться, и даже владеть сакральными вещами древнего Хорезма.

Этим уникальным хорезмским блюдом(бадия) работы Усто Одилбека Матчанова теперь владею я.
Или оно владеет мной?
Скорее - второе.



Можно заметить, что через десятилетия, узоры на работах современного мастера стали утонченнее и изящнее, чем в работах старых мастеров.



Усто Одилбек показал нам две уникальные работы. Две бадии - большую и малую. Замечательны они тем, что это повтор двух классических работ Усто Раимберды Матчанова.






Усто Одилбек определенно унаследовал от отца мощную динамику в статичном узоре. Летящие, изогнутые побеги, волны или чередующиеся зигзаги создают эффект движения узора. Он кажется вращается и извивается, "бежит" вокруг магического центра.



 
Хорезмская бадия имеет особую форму, характерную только для Хорезма:  высокая ножка, плоское зеркало блюда и поднятые над ним прямые борта. И лишь сумашедший вихрь узоров создает иллюзию  вогнутых форм.



Предназначение хорезмской бадии - подача вторых блюд. В первую очередь, безусловно для плова.



Высокая ножка с каймой-выемкой под плоскостью блюда позволяет вешать блюдо на стену. Достаточно обернуть ножку прочной проволокой с петлей.



Такой роскошный ляган, в свободные от плова дни служит украшением стены дома.



Центральная композиция хорезмского узора часто строится вокруг квадрата со слегка вогнутыми сторонами. Как и в буддийской мандале символизирует стороны света.



Другая центральная фигура - солнце, лучи которого трансформируются в побеги растений. Все заключено в сложное плетение восьмилистника.



Затейливая кайма - кучкарак, рожки барана, переплетенные столь витиевато, что и не прочесть сразу.



Загнутые волны по центральному кругу - бегущая живительная вода.



Традиционный четырехлистник в квадрате.
 

   
Маленькое блюдце для сладостей:



Тарелка на невысокой ножке, размером со среднюю сервировочную.


   
Обилие кувшинов для молока:
 


Пиалы, касы.
Хорезмская каса более открытая, чем к примеру ташкентская.  При этом имеет достаточно выпуклые бока.



Парные касы и пиалы специально немного отличаются размером, чтобы одна могла служить крышкой для другой.


 

Много чаш и тарелок разного размера.



Все по традиции на ножке. На крайней чаше видна белая проволочка, за которую чашу можно подвесить на стену.



Роспись внутренней поверхности чаши столь великолепна, что украсит стену любого дворца.

 

Глубокие большие чаши:
Они похожи по форме на современные чаши для смешивания салатов.
 



Будете в Хиве, обязательно зайдите в местный Караван-сарай. Спросите бадию,чашу, касу, пиалу работы Усто Одилбека Матчанова из древнего кишлака Мадыр.

Подержите в руках, попробуйте постичь тайный смысл в росписи блюда. Постучите кончиками пальцев по теплому краю бадии. Послушайте как она поет. Это древняя песня. Это песня Хорезмской земли, потому что именно её, обработанную талантливыми руками, вы держите в руках.

Вы обязательно унесете бадию с собой.
И где бы не находился ваш дом, и та стена, на которой будет висеть это ажурное чудо, вам отныне будет светить синь неба древнего Хорезма.

 

Впрочем, от Хивы до Ургенча, а там и до Мадыра не так уж далеко. Может быть и вам посчастливится познакомиться с удивительным мастером хорезмской керамики, потомком древнего рода гончаров - Одилбеком Матчановым.
И вы приложите руку к сердцу, так как это делаем мы в Узбекистане, и скажете ему:
- Здравствуйте, Усто! Хорманг! Пусть не устают ваши талантливые руки!

 




О Хорезмской керамике:

Узбекская керамика. Раимберды Матчанов
Выставка узбекских народных ремесел. Древняя песнь хорезмской керамики
Хорезмийский хум – древний термос


Название: Усто Одилбек Матчанов. Древние хорезмские космограммы
Теги: Хорезм, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Узбекская керамика, Мастера, Посуда, Покупки
Количество показов: 4496
Дата:  12.04.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

Молодая жена спрашивает мужа:
- Милый, тебе понравился обед?
- Соль была превосходна! Правда, в неё можно было налить чуть больше супа...

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Кулинарная книга на Cooking.ru

Рецепты краткие, требуют чтения между строк, большая часть взята из классической кулинарной литературы. Однако за счет рецептов от читателей чтиво бывает увлекательным.

Ремесла, искусство, традиции

Усто Шарофиддин Юсупов. Росчерк на касе
Усто Шарофиддин Юсупов. Росчерк на касе

Кулинарный Узнет

Манти шўрва

Кулинарные цитаты, афоризмы

О самаркандских тандырных лепешках

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Сомса с кониной – От сомса
Сомса с кониной – От сомса

Совет дня

Никогда не покупайте молотую кинзу. Она бесполезна и не хранится. Вернее хранится, но уже не имеет никакого аромата. Растирать кинзу нужно непосредственно перед употреблением. В зернах она хранится не больше года.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

Кулинарные ляпы

Азу по-татарски
Азу по-татарски

free counters