Черно-белая фарфоровая лирика. От ушедшего «Кувасайского фарфорового» до наших дней

Это было давным-давно. В Узбекистане тогда еще существовали  три знаменитых фарфоровых завода : Ташкентский, Самаркандский и Кувасайский. На каждом работали свои коллективы художников, чьи имена сегодня – легенды.
Каждое новое фарфоровое изделие проходило настоящие тернии многочисленных художественных советов. От местных, малых и больших, до всесоюзных.
Как-то раз, в далеких 80-х, на суд больших мастеров, главный художник Кувасайского фарфорового, вынес неведомую доселе форму. Это была белая сахарница в виде перевернутого усеченного конуса с изящно выгнутыми ребрами. На чистом белом фарфоре композиция из чёрных линий и точек.

 

Непосвященный может принять эту композицию за «нечто из японское». Но нет-нет! Это великолепный образец старинной арабской каллиграфии. Это фраза, записанная арабской вязью.

Но вернемся в советское время, на художественный совет, где гуру от фарфоровых искусств, члены партии, родом из мусульманских семей,  созерцали бело-черное чудо с неведомой надписью.
После долгого молчания, старший произнес, адресуя к автору:
- Вы хоть знаете, что здесь написано?
- Знаю! - ответил дерзкий мастер, и произнес слова восхваления Бога.

Как это не удивительно, большой советский худ.совет принял белую изящную сахарницу единогласно.

История этого великолепного образца арабского каллиграфического искусства удивительна. На одном из археологических раскопов в Узбекистане были найдены фрагменты керамики, покрытые фразами благословения. Датировались они временем раннего ислама на территории Узбекистана. Один из небольших фрагментов нес на себе именно ту композицию арабской вязи, которую вы видите на фотографии.

Изящество древнего текста поразило современного мастера. И вот, специально, чтобы нести эту единственную фразу, была создана и собственноручно выточена форма для фарфоровой массы.  И с древнего хрупкого обломка слова восхваления в точности перенесены на белое тело современного фарфора.

Имя мастера, в те годы главного художника Кувасайского фарфорового завода – Римма Газалиева. Сегодня Римма Газалиева знаменитый узбекский художник по фарфору, чьи работы находятся в экспозициях многих музеев мира.

Та творческая мысль, которую даровал осколок древней керамики не оставляет мастера до сих пор.  Знаменитая черно-белая, геометрических форм сахарница, положила начало целой серии черно-белой фарфоровой лирики.
И время от времени Римма возвращается  к ней:

 

Нет благороднее растений и милее,
Чем черный кипарис и белая лилея.
Он, сто имея рук не тычет их вперед;
Она всегда молчит, сто языков имея.
Омар Хаям

 Эта кружка со стилизованной надписью «Ташкент» навеяла картину, как сотни тысяч бывших «ташкентцев» по всему миру, сидят в своих московских, берлинских или лос-анджелосских офисах, попивая свой чай или кофе из таких кружек. Вот так заходишь в некую ай-ти фирму, а там многочисленные менеджеры, программеры, дизайнеры и почти у всех на столах – «ТАШКЕНТ». Скажешь им тогда «Салом Тошкент!», а они тебе в ответ: «Тошкент салом!» И будет у нас тогда тайное всемирное сообщество «ташкентцев»




Черно-белая фарфоровая коллекция Риммы Газалиевой огромна.
Великолепные пиалы. Они несут в себе множество традиционных национальных и знаковых символов: бодом(миндаль), лола(тюльпан), ислими (спираль с вьюнком). И нет-нет, да и встретится элемент арабской вязи.


 

Касы – суповые глубокие чаши. В росписи их стенок наше все – от орнаментов сюзане до черно-белых чустских тюбетеек.

 

Здесь лишь малая толика черно-белого фарфора Риммы Газалиевой. Её творения рождаются на свет и нетерпеливо уходят из родительского дома в другие обиталища. В новых местах, других городах и странах они становятся украшением дома и самыми любимыми вещами.



Впереди нас ждет еще один удивительный рассказ. Он будет черно-белых блюдах мастера Риммы Газалиевой.

Фотогалерея работ мастера на Facebook
Фотогалерея на сайте


Название: Черно-белая фарфоровая лирика. От ушедшего «Кувасайского фарфорового» до наших дней
Теги: Узбекистан, Фарфор, Мастера, Узбекистан в лицах, Искусство, История
Количество показов: 4773
Дата:  27.04.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Апайкины байки
Телеграм-канал Лилии Николенко https://t.me/abayki

Кулинарный юмор

Приезжает татарин в  Нью Йорк к родственникам, никакого языка, кроме татарского не знает. Заходит в кафе, садится за столик. Подходит официант, двухметровый негр. Татарин ему:
- Мина бер щай хэм буличка
- I don’t  understand you, - теряется негр
- Бер щай, бер буличка! -отчаянно настаивает татарин
- I don’t  understand you, - нервно отвечает негр
Татарин вздохнул, достал из кармана 100 баксов, положил на стол, и повторил: "Мина бер щай хэм буличка"
Негр оглянулся по сторонам, наклонился к татарину, и прошептал на ухо :
- Духовкада вак балишляр бар!

Лилия Николенко

Товары, магазины, покупки

Маленькая бамбуковая доска
Маленькая бамбуковая доска

Кулинарные сайты

Гастрономъ.ру

Большой каталог внушающих доверие рецептов

Вопросы технологии и продукты

Конкурс плова в День Повара
Конкурс плова в День Повара

Ремесла, искусство, традиции

Сабир Рахметов. Все тайны живописи…
Сабир Рахметов. Все тайны живописи…

Кулинарные цитаты, афоризмы

Молоко

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Торт Lia
Торт Lia

Совет дня

Возраст курицы можно определить по тушке. У молодых кур кожа белая, нежная, в тонких местах даже видны прожилки. Куры старые кожу имеют желтоватую, на ногах  - жесткую и загрубевшую,  с крупными чешуйками

Мясо, Рыба, Птица

Обработка требухи
Обработка требухи

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

Кулинарные ляпы

Азу по-татарски
Азу по-татарски

free counters