Такой разный и удивительный Собир Рахметов

Один из богатейших в советском прошлом ташкентский Государственный Музей Искусств. Зал живописи  второй половины ХХ века.
Старик в сурхандарьинском ярком чапане одновременно и смотрит, и не смотрит на меня с полотна. Почерк автора трудно не узнать. «Собир Рахметов!» - мгновенно возникает мысль. Я не видела ранее эту картину мастера, но угадала её среди множества картин безошибочно. «С.Рахметов, «Сурхон бобо»» - значилось под картиной. Старик, древний и загадочный, как сама Сурхандарья.



Собир Рахметов, наша академическая классика. Я тогда подумала, что столь узнаваемых портретов, как у Собира Рахметова нет ни у кого из наших мастеров. Что-то неуловимое и неумолимо узнаваемое в каждом из них. Нечто, что есть великое мастерство, яркий стиль и характерный почерк. Об этом я вспомнила несколько месяцев спустя, в мастерской Собира Рахметова.



И уже готов был сорваться с губ вопрос о тайне его портретов. Но остановилась, потому что в мастерской я смотрела на совсем иные лица. Теперь приходило осознание, в том, как была не права в той самой мысли о характерном почерке.

Потому что не почерком и стилем объединены портреты Собира Рахметова.
Тот сурхандарьинский старик из Музея искусств, был ярок и реален, словно его собственное отражение в старом зеркале.

А как же вот этот мальчик? Призрачный, словно фарфоровый. Он как тень, как воспоминание, как отпечаток мгновения, которое уже никогда не вернется. Это портрет Хамида Алимджана. Символа целой эпохи, ушедшего вместе с ней.
 



И вновь в другом портрете все совсем иное. Человек-музыка, человек-маком, человек-знак. Юнус Раджаби. Он будто часть восточной миниатюры, написанной к поэме Алишера Навои. Навои, стихи которого он так любил и не менее любовно переносил в тело узбекского макома.



Еще один портрет Юнуса Раджабий. Тонкий, лиричный, светлый. Разве это зеркало?  Это отраженье в воде... Или в небе.

 

Новый портрет заставляет мое сердце биться чаще. «Мое всё» в узбекской поэзии – Гафур Гулям. Он ушел из жизни за год, до моего появления на свет. И я представляла его себе только по старым черно-белым фильмам Узбеккинохроники, где пожилой и грузный Гафур Гулям выступает с трибуны очередного съезда.
Вот неожиданный подарок судьбы: Собир Рахметов пишет Гуляма именно таким, каким я вижу его за строками его стихов.



Словно праздника флаги - узбекские крыши!
Полюбуйся, как принарядилися, глянь;
Кумача и атласа не сыщется краше,
В мире мастера нет, чтоб соткать эту ткань
...
Если шкуру тигровую гладят рукой,
Что она для живого ревущего тигра?
Ах, с какой бы охотою весь свой покой
Я б сменял у природы на детские игры.
                                (Полюбуйся на узбекские крыши. Гафур Гулям)

Мы напросились в гости к Собиру Рахметову на одной из выставок.
- Мы так соскучились! Мы уже год не общались с вами, - сказали мы
- Так почему же не приходите? Телефон же есть? А то я уж подумал, что «Лангар» меня забыл, - смеется мастер, - Я жду вас
- Вы так заняты, - оправдываемся мы, но мгновенно соглашаемся «на гости»
В мастерской Собира Рахметова рабочая обстановка. Незаконченный натюрморт:





Чудные антикварные предметы – их всегда много в мастерской художника.

 

Он говорит, что они дают вдохновение, потому что это вещи «с душой» и особой энергетикой.



Просим показать нам новые работы.
Мастер извлекает на свет два огромных полотна по мотивам «Туркестанского альбома»
Мы видели их в прошлом году. Но что это? Лица людей из прошлого совершенно преобразились.
Собир Рахметов переработал, казавшиеся уже завершенными картины.

 

- Как можно работать над картиной столь длительный срок? –спрашиваю я, - Тем более с перерывами, ведь меняется видение, меняется настроение, уходит изначальный образ. С каждым подходом к полотну…
- Если вопрос о передаче лишь образа, то да, меняется многое. Но когда хочешь передать посредством образа некую идею, то вот она, идея, тебя не отпустит. Она живет и не дает покоя до тех пор пока не будет реализована. Идея не теряется ни за месяцы не за годы, и мало она зависит от настроения.
- Да, скорее наоборот…

Мы перемещались по мастерской, и глаза из-под белой чалмы неотрывно следили за нами.
- Вы заметили? – спросил шепотом кто-то из журналистов, - он все время на нас смотрит…

 

- «Если его где–нибудь встретишь, не убивай. Очень тебя прошу» - пошутил кто-то цитатой из «Мимино»
- Шутки-шутками, а не по себе как-то…
- Есть ли особый прием, которым достигается этот эффект? – спросили мы мастера
- Есть, - ответил Собир Рахметов. И преподал нам великолепный урок по анатомии человеческого глаза, основным мышцам лица и мимике.
- Вы рассказываете об этом своим студентам?
- А как же?! Это азы, первооснова профессии. Это то, что есть профессионализм.
- А талант? – хитро спросили мы
- Талант без знаний и трудолюбия имеет мало шансов выжить. Сколько таких случаев с молодыми художниками прошло на моих глазах. Нужно работать и работать, писать ежедневно, писать много. Иначе никак.
Время шло, и хотя мы уже знали тайну взгляда молодого человека в чалме, воздействие его на нас меньшим не стало.
Была в этих двух портретах еще одна странность: полотно вокруг них, казалось, светилось, и фигуры сидящих были объемными.
Мы долго молча стояли перед полотнами, пытаясь осознать происходящее.
Мастер сам указал нам  на причину загадочного свечения.
Достаточно было подойти вплотную к холсту. Холст был практически сеткой. Плотные слои краски формировали людей, а в свободном пространстве фона масло покрывало лишь нити. И холст вокруг фигур, казавшийся сплошным пятнистым фоном просвечивал! Это были не пятна. Это было пространство, пустота, ничто.




А потом мы смотрели Гиланский цикл Собира Рахметова


 
Гилан – живописный горный кишлак в Кашкадарье.

 

Место первозданное, не тронутое цивилизацией. Одна из самых дорогих и близких тем для Собира Рахметова.

 

И конечно портреты. Портреты гиланских стариков.

 

Мы засиделись в мастерской до ночи. Говорили о многом. О людях, о творчестве и мастерстве, о студентах нашего Института Художеств, о семье, о картинах, о камнях, о баннерной рекламе, о компьютерном дизайне и тайнах живописи.
Весь этот разговор трудно переложить в рамки текста простого интервью. Потому что каждая линия нашего разговора с Собиром Рахметовым – сложнейший пласт, требующий неспешного осмысления.

Мы продолжили свою беседу с Мастером в уютной чайхане на Себзаре, где готовят вкуснейший лагман. И долго не могли разойтись.


Народный художник Узбекистана, академик, профессор кафедры живописи, Собир Рахметов.
 


Удивительный мастер, человек высочайшей душевной красоты, он воплощает в себе все то, что входит в понятие «культурный Восток».

И еще, о земном. После встречи  мне не дает покоя одна мысль. Мысль об огромном кусте желтого острого перчика «аччик», который растет в старом чугунке в мастерской художника.

 

Мне нестерпимо возжелалось такого же роскошного куста. Я уже представила, как выращу такой куст. Ко мне будут приходить гости и спрашивать «Аах! Что это?!» А я буду отвечать: «Это Аччик из мастерской знаменитого портретиста, сын куста Аччика самого Собира Рахметова» Собир-ака обещал дать семена, а я за разговорами о них забыла.
Так что придется вернутся в мастерскую. Тем более что я не успела задать еще столько вопросов…




Сабир Рахметов. Все тайны живописи…
Сабир Рахметов. Чудеса в мастерской
Чайхана на Северном Алмазаре, Ковок сомса и родовитый пловчи


Название: Такой разный и удивительный Собир Рахметов
Теги: Искусство, Узбекистан, Узбекистан в лицах
Количество показов: 2995
Дата:  22.05.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Праздник солнца и плова
Праздник солнца и плова

Кулинарный юмор

- Алло, доктор!
- Что случилось?
- Я сейчас съел пол банки шпрот, запивая молоком...
Вопрос - клубнику мыть или уже неважно?

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Подушка под бочок
Подушка под бочок

Кулинарные сайты

Русский Национальный Ресурс SuperCook.ru.

Гигантская коллекция рецептов по множеству разделов и категорий. Ресурс действительно "тянет" на национальный.

Вопросы технологии и продукты

Кук патыр
Кук патыр

Кулинарный Узнет

Мампар настоящий

Кулинарные цитаты, афоризмы

О ценности ухи

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Перед тем, как выложить салат в салатницу, натрите её внутреннюю часть давленным чесноком. Тогда у салата будет совершенно аппетитный аромат.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters