Керамика Усто Алишера Назирова. Принять, продолжить и развить

Как-то я спросила старого потомственного мастера-гончара:
- У вас уже сыновья, внуки и правнуки стали мастерами. А могло ведь случиться так, что ни один из них не проявил бы интереса к ремеслу своего рода. Ведь тогда династия мастеров прервется?
- Больной вопрос задала, доченька. - сказал старый гончар. - Думал об этом каждый раз когда дети мои впервые вставали рядом со мной. Но ты знаешь, постоянно в ученики приходит кто-то со стороны. Часто случается, что этот новый мальчик оказывается талантливее и становится одержимее ремеслом, чем мои собственные дети. Очень часто. Это и больно, и радостно, одновременно. В конце-концов появится новая ветвь, новая династия гончаров, которой я дал жизнь. Потомки этого мальчика тоже будут считаться мои дети. Мальчик, когда вырастет, и станет большим мастером, им так скажет.



Маленький Алишер в 12 лет пришел учиться к старому риштанскому мастеру. За ним не стояли поколения потомственных гончаров. Он просто жил в удивительном Риштане, где воздух напоен гулом вращающихся гончарных кругов и звоном узорных тел риштанских пиал. Время шло. Алишер стал большим мастером. Его работы закупают крупные музеи и выставочные залы. Сегодня его называют не иначе как Усто(Мастер), Усто Алишер Назиров.



Каждый раз встречая работы Усто Алишера, начинаю натужно впоминать "Где-то я это видела раньше... Краски, композиция, элементы. В моей жизни это уже было..."  Да, точно! Усто Ибрагим Камилов, великий мастер прошлого века. Его "напоенная синевой" керамика. Та же чистота цвета, тот же объем и хитросплетение древних  символов. Тот же стиль.
Но несколько иной почерк. Более дерзкий наверное. Глядя на работы понимаешь, что да, это классический "риштан", но... Есть все таки нечто новое, непривычное и неуловимое на первый взгляд, что выделяет работы Усто Алишера из всего риштанского великолепия.



Алишер Назиров в своих работах все-таки новатор. Соблюдая и сохраняя традиции риштанской росписи и глазуровки, он привносит в многовековую традицию своеобразную индивидуальность и новизну.
Плохо это или хорошо?
Это великолепно!



Старинный риштанский гончарный промысел за века претерпел период расцвета и период полного упадка, период славы и время забвения. Когда наступил момент из полной разрухи и небытия возрождать великое мастерство, молодые мастера, словно в зеркало, смотрели на работы тех кто был до них. Учились и повторяли шаг за шагом, этап за этапом. Так до тех пор, пока не получалось "не хуже"

Видимо риштанская керамика уже  зазвучала, заиграла красками в полную силу, не утратив былого великолепия. И теперь настал момент не только хранить и продолжать, но и развивать.



Так уже было в истории узбекской керамики. В Гиждуване, в послевоенные годы,  когда молодой Ибадулло Нарзуллаев потряс всех своими работами. Его керамика была абсолютно "гиждуванской" по технике, и в тоже время особенная, не похожая на работы его учителей. Прошло много лет, и теперь мы говорим об уникальной Нарзуллаевской керамической школе.

Быть может так случится и с работами Усто Алишера. И возродится в Риштане деление на школы, и одна из них будет новая,  "Назировская". Потому что сумел когда-то мальчик Алишер "принять" великую гончарную традицию, Усто Алишер - "сохранить", а известный мастер риштанской керамики Алишер Назиров - "развить".



На фотографиях работы Усто Алишера Назирова из коллекции Дирекции Художественных Выставок Академии Художеств Узбекистана



Предыдущие статьи:
Керамика Риштана. Усто Алишер Назиров
Узбекская керамика. Мастер Бахтиер Назиров. 
«Напоенная синевой» керамика Ибрагима Камилова 

Название: Керамика Усто Алишера Назирова. Принять, продолжить и развить
Теги: Узбекистан, Узбекистан в лицах, Узбекская керамика, Мастера, Ферганская долина, Риштан
Количество показов: 5061
Дата:  29.07.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Апайкины байки
Телеграм-канал Лилии Николенко https://t.me/abayki

Кулинарный юмор

Моня приходит в ребе и спрашивает:
– Ребе, правда ли, что бутерброд всегда падает маслом вниз.
– Истинная правда.
– Что же мне делать? Мой бутерброд упал маслом вверх.
Ребе после некоторого раздумья: Все понятно. Ты намазал масло не с той стороны.

Лилия Николенко

Товары, магазины, покупки

Всемирный день воды вместе с Нестле
Всемирный день воды вместе с Нестле

Кулинарные сайты

Чумата.ру

Русские, татарские, чувашские, мордовские, марийские рецепты

Ремесла, искусство, традиции

Кубаро Бабаева. История узбекского дракона
Кубаро Бабаева. История узбекского дракона

Кулинарный Узнет

Кесма лагмон

Кулинарные цитаты, афоризмы

Беляши и люди

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Слоеное тесто нужно только вытягивать, причем в одном направлении

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

free counters