Желтое солнце андижанской керамики. Усто Мирзабахром Абдувахобов

Ляганы казались большими желтыми планетами  опутанными фантастической зеленой сельвой. Они всегда висели в выставочном зале так непостижимо высоко, что ни разглядеть их,  и не прикоснуться.



Каждый раз, увеличивая разрешение кадра до сумасшедших мегабайт,  лишь делаешь  дежурный щелчок камерой в это недостижимое «высоко».



Чтобы разглядеть. Чтобы понять.  Чтобы вновь с тоской осознать, что они останутся желтыми далекими планетами.  До тех пор, пока не почувствуешь в руках теплую тяжесть андижанской глины и не проведешь пальцем по хитросплетениям выпуклого изумрудного узора.



На очередной выставке, в глубине одного из стендов не то что вижу, наверное, более осознаю, эти желтые теплые солнца.  Они так немыслимо близко, так невозможно хороши. 
Пробираюсь через толпу, внутрь стенда, и опускаюсь перед небольшим подиумом, покрытым ярким сюзане.



Вот она, передо мной, загадочная желтая планета. И зелень – это вовсе не космическая сельва. Это  дороги, нанесенные кистью большого Мастера. Скорее, прикоснуться…



Я надолго замираю перед желто-зеленой  россыпью. Прикасаюсь к каждой работе, словно представляясь.  Мне действительно кажется, что это прикосновение нужно не мне, чтобы ощутить,  а им, чтобы мне довериться.



- Можно, я возьму его в руки? – спрашиваю я женщин у стенда
Они кивают. И я осторожно принимаю  великолепный ляган.



Я поднимаю каждый, наслаждаясь. Мы подолгу смотрим друг на друга. Я и ляган.
 Он тепло отражает мне в лицо сноп тихого желтого света.  «Ах как на тебе будет роскошно смотреться плов!» - думаю я. 



- А сам Усто приехал? -  безо всякой надежды спрашиваю я женщин.
- Да, вон он стоит, - показывают они мне на седовласого человека с огромными бархатными глазами. Он, кажется, давно наблюдает за мной через толпу посетителей.



- Я хочу с ним поговорить!
Женщины окликают Усто. Он подходит, улыбаясь. Он по лицу моему видит и по прикосновениям моим понимает, как дорого мне то, что сотворено им.
- Как же я рада вас видеть, Усто! – я берусь обеими руками за его волшебные руки. – Как давно я хотела увидеть вас! Мне первый раз доводится видеть ваши работы так близко. Вы знаете, я уже много лет любуюсь на них в Академии художеств, но они всегда висят так высоко.
Мастер смеется.
- Расскажите мне об андижанской керамике! Расскажите мне о себе! Расскажите о своем деде и прадеде.
Я включаю диктофон и слушаю, слушаю…
Мастер берет в руки предмет за предметом и рассказывает. Рассказывает  удивительно подробно, удивительно глубоко и потрясающе интересно.



Он знает смысл каждого штриха и тайные формулы красок.  Усто определяет назначение каждого предмета и место его.
Вот, к примеру это кубок. В старых узбекских домах, когда еще не было шкафов, в стенах делали специальные ниши-углубления для посуды. Такой кубок украшал центр посудной композиции в нише.



А это предмет, который уже не один десяток лет, как ушел из нашего быта. Это настоящая андижанская пиала.




Абсолютно классическая форма андижанского лягана. Большое зеркало дна, плавно переходящее в слегка округлые, развернутые борта.



- А это так похоже на гурумсарайскую керамику! – восклицаю я, когда Усто Мирзабахром поднимает голубой, средних размеров ляган.
- Это не Гурумсарай, это настоящий Андижан. Вы приглядитесь! Здесь краски и глазурь похожи, но рисунок, он же совсем иной.
И правда, рассматривая элементы, я убеждаюсь, что сходство с гурумсарайской керамикой только в цветах и толщине ишкоровой глазури.



Здесь уже совсем иной сине-зеленый цвет, которого нет ни в одной из среднеазиатских керамических школ.



В желто-зеленой, яркой гамме чаще всего расписывали праздничную посуду. А бытовая, часто используемая андижанская керамика была и иной:



Этому нет аналогов в узбекских керамических центрах



Рассматривая каждый стиль, понимаешь, что за ним целый пласт, еще не тронутый нашими искусствоведами.



Судьба  андижанской керамики, на мой взгляд, большая трагедия. Десятилетия забвения,  гонения на гончаров Ферганской долины во времена советской хлопковой истерии, непростая экономическая ситуация, удаленность от туристических трасс, высокая себестоимость и трудоемкость производства, отсутствие рынка сбыта, частые перебои со светом и газом –  я наверное перечислила далеко не всё.
Эта уникальная андижанская техника, великолепная жемчужина в созвездии узбекской национальной керамики, сегодня оберегаема  единственным мастером.  Судьба андижанской керамики сегодня в руках Усто Мирзабахрома , его сыновей и внуков. И здесь мало одной генетической памяти, тайного знания и энтузиазма. Непременно нужна поддержка. Поддержка правительства, международных фондов, дирекций выставок и благотворителей. 



Если это андижанское древнее керамическое чудо не увидит и не узнает никто, не будет покупателей, не будет новых образцов традиционной андижанской керамики. Еще пока не нужно ничего возрождать и возвращать из небытия.  Еще все здесь, в наше время и рядом с нами.
Достаточно вспомнить канувшее в лету  великолепие керамических школ Шахрисябза и Каттакургана, чудом уцелевшую керамику Денау и Шерабада, чтобы не дать угаснуть желто-зеленому солнцу Андижана.
Непременно нужны гранты на развитие и создание условий. Нужна большая персональная выставка с традиционным каталогом и публикациями. Обязательно нужно организовать музей при старой мастерской Усто. В доме семьи Абдувахобовых сохранилась потрясающая коллекция работ отца, деда и даже прадеда Мастера. Когда будет музей – будет и Андижан одним из ключевых звеньев в туристических маршрутах наших операторов.
Ах, какой потрясающий керамический тур можно организовать в Ферганскую долину! На вскидку могу назвать 15-20 уникальных мастерских, музеев  и имен Мастеров. Усто, по-нашему.
А пока будем считать нашу встречу со знаменитым андижанским гончаром Усто Мирзабахромом Абдувахобовым предтечей большого керамического путешествия в Андижан.
Не уставайте Усто! Поклон вашему знанию, таланту и вашей памяти. 
Успехов вашему талантливому внуку Акбару, юному андижанскому гончару , который так похож на вас.






Название: Желтое солнце андижанской керамики. Усто Мирзабахром Абдувахобов
Теги: Ферганская долина, Андижан, Узбекская керамика, Посуда, Мастера, Узбекистан в лицах
Количество показов: 3330
Дата:  20.11.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Как и где растет исрик

Кулинарный юмор

Разговор двух приятелей:
- Прикинь, жена сказала: "Пойду приготовлю что-нибудь вкусное".
- И?..
- Вместе посмеялись.

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Чугунная посуда Skeppshult в Ташкенте
Чугунная посуда Skeppshult в Ташкенте

Кулинарные сайты

Сайт Эдильбай.

Подробно о мясе. Выбор, разделка, рецепты

Вопросы технологии и продукты

Лагман, манпар, норин
Лагман, манпар, норин

Ремесла, искусство, традиции

Керамика Гурумсарая. Сияние небесной лазури
Керамика Гурумсарая. Сияние небесной лазури

Кулинарный Узнет

Кўза шурва

Кулинарные цитаты, афоризмы

О самаркандских тандырных лепешках

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Сомса с кониной – От сомса
Сомса с кониной – От сомса

Совет дня

Не стоит оставлять для соуса не понравившееся вам вино. В нем могут оказаться компоненты, которые при нагревании дадут неприятный привкус. Особенно если вино было, что называется, "порошковым"

Мясо, Рыба, Птица

Говядина. Реберная часть.
Говядина. Реберная часть.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters