Таинственный хум «Усмиритель Хаоса» из древнего Термеза

Рабочие раскапывали землю во дворе. Этот кусок земли за старым термезским домом не тревожили уже давно. Во всяком случае на памяти хозяев на ней никогда ничего не строили.  Лопата за лопатой, слой за слоем , росла гора древней, как жизнь, желтой  земли древнего Сурхана.  Все ближе и ближе был его терракотовый бочок, не один век не видевший солнца.
«Трак!» - сказал он, когда железо больно царапнуло его по гладкому горлу. 
«Там что-то есть!» - отозвался  человек на том конце лопаты.
Хозяин дома присел рядом с обнажившимся полукольцом, и темными жесткими руками снял землю вокруг глиняного горла,  цветом похожего на испеченный хлеб.
«Хум!» - сказал хозяин, нащупав крутой бок кувшина. А хум – у нас значит кувшин. «Наверное осколок», - подумал хозяин, раскапывая руками тугую землю вокруг хума. Древняя термезская земля хранит в себе так много осколков минувших жизней. 
Но сантиметр за сантиметр хум появлялся из земли, словно повторно рождаясь на свет. И наверное мужчина в пестром старом чапане, чувствовал себя в эти часы его создателем. И он, хум, ошарашенный слепящим солнцем и прикосновением человеческих рук, которые он не видел так давно, чувствовал себя младенцем, расстающимся с материнской утробой. И было и страшно, и радостно.
И вот он стоит, во всем своем великолепии. И каждая звезда на его боку словно расправлялась, по мере того, как с нее стряхивали землю.
- Он очень старый, - сказал кто-то из рабочих
- И очень странный, - сказал хозяин.

 

Мы познакомились с ним(хумом) в Ташкенте. Термезский хозяин продал его ташкентскому антиквару, и он стоял теперь на мраморном подиуме у дверей антикварной лавки. Я шла в лавку рассматривать  особую тюбетейку, недавно появившуюся у коллекционера. И прошла мимо Хума, едва взглянув на него.
«Какой-то он странный», - подумала я. Что за дело человеку, «повернутому» на поливной узбекской керамике до старого террактового хума стоящего на пороге антикварной лавки. Тем более что человека там, за дверьми, ждала особая тюбетейка?
 В лавке я общупала тюбетейку, померяла старинные каракалпакские браслеты, перебрала расшитые сюзанистые наволочки, и напоследок спросила главное:
- Что-нибудь интересное из керамики появилось?
- А вы не заметили кувшин при входе? Мы его даже никак определить не можем.  Очень странный.
Я выхожу за порог. «Ну здравствуй старый термезский хум. И что же в тебе странного?» Я провожу пальцем по пыльному бочку, и опускаюсь рядом.
Он не был странным, этот сосуд. Он был фантастическим.  Его изящные приподнятые формы были совсем не среднеазиатскими. Хум походил более на греческий сосуд. Правда, в Древней Греции сосуды такой формы имели обычно пару ручек. «Эллинистическая Бактрия» - пришла в голову умная фраза из когда-то прочитанной книги.   Однако лепной элемент в виде сборочек под горлышком хума завел в ступор. Такой сборочкой украшали горлышки кувшинов наши, ургенчские мастера. И элемент сохранился до сих пор.
Складывалось ощущение, что гончар из средних веков создавал этот кувшин, глядя на бактрийский сосуд, в качестве образца. И привносил в творение характерные элементы своего времени.
Но главная загадка ждала меня впереди.  Серьезно изучив форму, я перешла к деталям украшения. Надо сказать, что в Средней Азии не особо принято украшать обыкновенные хумы для воды. Очень утилитарное это изделие. Сосуд, который стоял передо мной, в этом отношении был просто царским. Большую его часть покрывала резьба в виде сетки из встречных скобочек.  Детали рисунка были очерчены многократными мелкими бороздками, идущими по всему ободу.

 
Кувшины для воды украшали лепными деталями мастера Самарканда, Ургенча и Гумбулака. Но это было 2-3 внесенных элемента и все.  Декорировали  большую часть поверхности неполивной керамики разве что в Сухандарьинском Шерабаде. Но узор на загадочном хуме и близко не был похож на ромбовидые вмятины, покрывающие шерабадские хумы или лепные детали.
Откуда же ты, загадочный хум? Из какого места в пространстве и времени?
Молодой антиквар обращает мое внимание на круглые розетки, идущие по все выпуклой части кувшина.  Круглая композиция больше похожа на магический символ, чем на элемент среднеазиатского декора. 
Восьмиконечная звезда – в магии символ хаоса. Звезда, заключенная в круг, становится символом порядка и созидания. Победа гармонии над хаосом. Усмирение хаоса.
Между окружностью и восьмиконечной звездой ещё два кольца элементов. Звезда расходится во все стороны шестнадцатью ромбовидными лучами, словно вспыхивает. Ощущение вспышки усиливают многочисленные радиальные штрихи над лучами.  Выше них – глубоко прорезанное кольцо, словно пустота, останавливает взрыв. Вся композиция вырезана в толстом глиняном боку хума,  явно по сырой глине.
Я впервые вижу этот элемент.  Не встречался он мне нигде и никогда. Я отношу его к нескончаемым загадкам Термеза и отправляюсь домой, в уверенности, что вот сейчас я подниму книги, альбомы и каталоги – и все станет ясно.
Я провела в поисках не один час.  Загадочный хум не давал мне покоя. Не было его подобия в моем большом архиве среднеазиатской керамики.  Я уже перешла в сеть , в поиск по керамике шумеров и древнегреческой, попутно просматривая все, что попадалось.
Подняла архив фотографий отснятых в Термезе, и с каждой минутой вопросов к загадочному хуму становилось больше, чем ответов. 
Хумы близкой, но не тождественной формы имеются в коллекции Термезского археологического музея. Ученые датируют отдельные Бактрийским периодом, другие – 10-16 веками.

 
Более близкие к нашему времени хумы есть в Краеведческом музее Термеза.
 

Бактрийский стиль очевиден, эллинистические формы на месте. Но все же хумы эти совсем иные. Эх, мне бы сейчас в Термез, в эти два музея, да в залы керамики. Я ж по фотографиям всех деталей не вижу. Знала бы я тогда, в Сурхандарье, как они мне понадобятся. 
Но бактрийские хумы, и хумы средневековые, украшены лепными деталями, а никак не изрезаны по сырой глине наподобие шумерских сосудов. 
 
Тогда я открываю другой архив термезских фотографий. 
Там, где государственная граница. На берегу Амударьи, за которой виднелся афганский кишлак, мы шли по раскопкам древнего буддийского монастыря  на Каратепа. Нас охранял суровый пограничник с автоматом наперевес. Погранец строго следил, чтобы ни один объектив фотокамеры не сверкнул в афганскую сторону. 
У стены законсервированного раскопа буддийского храма остался вросший в землю полуосыпавшийся кувшин. И он тоже был так немыслимо похож на мой загадочный хум.  
 

Я увеличиваю на фотографии груду осколков буддийской керамики, в надежде разглядеть узоры на поверхности. Но увы. Мне бы сейчас вернуться в то мгновение на залитый солнцем Каратепа.  Я ведь тогда совсем не то смотрела. Я тогда не знала про загадочный хум.


 
Что странно, уходя с Каратепа, я сделала последний кадр – вот этот остаток дна глиняного хума, сиротливо стоящего на полуразвалившейся стене храма. И этот хум, был так похож на мой, в своей нижней части.
 

Таинственный термезский кувшин, стоящий в лавке антиквара, вполне мог быть фантазией гончара, вариацией формы, доставшейся Термезу по наследству от Древней Бактрии. Тем не менее, это никак  не умаляет уникальности магических звезд, сдерживаемых кругом,  на боках старого хума. Символа, которому я не нашла аналогов.
Вот я сейчас пишу, в попытках найти объяснения факту существования таинственного сосуда. А он в эти часы стоит там, в темной лавке. В 16-ти километрах от меня(вот ведь,  даже подсчитала расстояние).  Старый, большой, прекрасный хум. Он цвета испеченного хлеба и на боках его восемь магических знаков. Звездная вспышка, заключенная в кольцо.  Усмирение Хаоса.
Откуда же ты, загадочный хум? Из какого места в пространстве и времени? И почему несешь ты на себе знаки укрощенного хаоса?


Название: Таинственный хум «Усмиритель Хаоса» из древнего Термеза
Теги: Сурхандарья, Термез, Узбекская керамика, История
Количество показов: 2484
Дата:  23.11.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

Интересное наблюдение. Соус с чесноком называется "Чесночный соус", соус с грибами называется "Грибной соус", а соус с хреном называется просто "Соус с хреном". Интересно, почему так?

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Чакич
Чакич

Кулинарные сайты

Еврейская кухня на Jewish.ru

Большой каталог рецептов обрядовой кухни. Да и современные авторские рецепты хороши.

Вопросы технологии и продукты

Лапша в микроволновке
Лапша в микроволновке

Кулинарный Узнет

Ko'kcha qatlamasi (avtorlik retsepti)

Кулинарные цитаты, афоризмы

Лепешки

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Не стоит оставлять надолго лавровый лист в супе, он ухудшит его вкус. Извлекать лавровый лист нужно сразу по окончании приготовления.

Мясо, Рыба, Птица

Рыба в Узбекистане
Рыба в Узбекистане

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

Кулинарные ляпы

Кого проводить?
Кого проводить?

free counters