Все тайны главного ташкентского театра. Сенсационный выпуск журнала Moziydan Sado

В Ташкенте вышел в свет уникальный номер журнала Moziydan Sado(Эхо истории). Впервые выпуск этого одного из самых лучших журналов об истории и культуре Узбекистана целиком посвящен одной-единственной теме: Государственному Академическому театру имени Алишера Навои. В выпуске: сенсационные материалы об истории создания здания театра, легенды старого Ташкента, судьбы японских военнопленных, хитросплетение имен великих архитекторов, загадочная связь между зданием театра Навои и Дворцом Термезских правителей XI века. Впервые увидели свет многие рассказы о мастерах, знаменитых ганчкорах и художниках, принявших участие в оформлении великолепных залов театра. 
  

В 1933 году, советское правительство объявляет конкурс на лучший проект Оперного театра в Ташкенте.  Новое величественное здание должно занять место в самом центре Ташкента, на площади, где стихийно разрастается Воскресенский базар. Десятки кибиток и лавок-развалюх резко контрастируют с великолепными зданиями, построенными Алексеем Леонтьевичем Бенуа, туркестанским Бенуа, как называют его в мире искусства.  
В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени. Как это не удивительно, только сейчас, 80 лет спустя, мы можем представить, каким мог быть наш Театр Навои, если бы не победа проекта Алексея Щусева.


 

 
  
Глядя на эту архивную фотографию проекта здания театра от 33-го года, отчетливо видны множества отличий  от существующего здания.

 

Изучая архивы, авторы исторического проекта в Moziydan Sado, обнаружили три варианта эскизов здания театра, выполненные рукой Щусева. Первый вариант, от 33 года вы видите на фотографии выше.

Второй, в 34-м году претерпевает существенные изменения:
  
  

И наконец, в 37-м году, облик и декор здания меняется кардинально. Щусев дорабатывает проект, привнося в него явные восточные архитектурные мотивы, многие из которых перекликаются с архитектурой Дворца правителей в Термезе XI века:
 

В журнале  Moziydan Sado приводятся фрагменты неизвестных ранее архивных страниц, выдержек из официальных документов и личных дневников. Редкие факты и фотографии из биографий Алексея Щусева, Чингиза Ахмарова, Ташпулата Арсланкулова, Усто Ширина Мурадова, Кули Джалилова, Абдуллы Болтаева, Исматуллы Нигматова, Стефана Полупанова - это лишь малая толика сокровищ, которые скрыты за глянцевой обложкой Moziydan Sado.

Инициатор и автор проекта по фундаментальному исследованию истории театра  - Турсунали Каримович Кузиев. Своей мощной энергетикой, влюбленностью в культуру и историю Узбекистана, он привлек к работе над проектом выдающихся архитекторов, историков и искусствоведов.  Справа от Т.К. Кузиева - секретарь Посольства Японии В Узбекистане г-н Асамура Такао. Трагическ