Дом-музей Урала Тансыкбаева. Картины, черепаха и тюльпан.

"Дом-музей Урала Тансыкбаева работает ежедневно с 10 до 18. Выходной -понедельник. Вход бесплатный." - гласит табличка на стене старого дома, зажатого современными пяти- и девятиэтажками в центре современного жилого массива. Здесь удивительный дом, уникальный музей и великолепная художественная галерея. 
  


Вы - счастливый человек, если можете собраться субботним утром, взять с собой друзей и домочадцев и отправиться на встречу с великим художником. Да, да, именно на встречу, потому что дом Тансыкбаева настолько живой и душевный, что кажется, что художник, вот только что вышел. Куда-то на встречу ушел, и через пару часов вернется. Вам стоит только подождать.
Вот недочитанная книга "Легенда об Уленшпигеле", сложенные очки и лепестки сухих горных цветов, сорвавшиеся с букета на столе. 

 

Пока Мастера нет, мы пройдемся по комнатам. Нам разрешат. Ведь с нами его близкий человек, его летописец, посвятивший более 30 лет жизни делу Мастера. С нами Наталья Ивановна Глазкова, знаменитый искусствовед. С нею нам многое позволено. К примеру подержать в руках уникальный мобильный этюдник, выполненный руками Мастера. И его кисть...

 

Как истинный художник, великий Урал Тансыкбаев, большую часть жизни был знаменит и беден. Многие вещи для своей работы он делал сам. рамки, этюдники, палитры. И вот этот стол, сбоку, для всякой-всячины... И эта передвижная подставка-палитра. На ней навеки застыли краски мастера. А ящичек внизу забит грудой недоиспользованных тюбиков масляных красок

 

Вот Рифат безошибочно нашел любимое место мастера. Урал Тансыкбаев любил сидеть на этом большом сундуке, забитом инструментами и покрытом старым туркменским ковром.


Евгений Семенович замер рядом со столиком с богатейшим архивом. Эти подборки уникальных документов уже требуют реставрации и оцифровки. У музея пока нет ни средств, ни техники для этого.


Бахтиер-ака  листает многочисленные каталоги и альбомы с репродукциями картин Тансыкбаева.

 

Дом музей Урала Тансыкбаева появился благодаря верной музе и ангелу-хранителю Мастера, его жене, Елизавете Яковлевне. Это её фигурка там, на зимнем горном пейзаже. "Женам художников нужно при жизни ставить памятник" - сказала Наталья Ивановна. Её связывала многолетняя дружба с женой Мастера. 

     
 
Елизавета Яковлевна Тансыкбаева была женой великого на талант  и бедного на имущество художника. Бывало, Мастер писал этюд, продавал его, и этих денег хватало ровно на небольшой "базар": мясо, картошку, лук, морковь. Сколько таких работ, цена которым "хлеб для семьи художника" осело в частных коллекциях. Цена их до сих пор трудно измеряется деньгами. Они уже числятся в категории "шедевры мировой живописи". 
А тогда... Елизавета Яковлевна, отправляясь в командировку в сельскую местность, привозила домой мешок свеклы, потому что там было дешево, и денег не было, и как-то нужно было прожить.
 


В далекое советское время, кто-то из знакомых мастера выкупил у него большое полотно, за деньги, что в эквиваленте составляли около 400 долларов. Это было хорошо, это было много. Через пару месяцев, мастеру рассказали, что на аукционе в Германии эта его картина ушла за  8000 долларов.
"Это так приятно! - сказал Урал Тансыкбаев, и добавил, смеясь: - но это такое свинство!"
 
 

Работ Урала Тансыкбаева сохранилось много.  Тысячи. Есть они в фондах многих знаменитых музеев и галерей по всему миру. Лишь в Доме-музее, в Ташкенте, их более трехсот. Сколько их в частных коллекциях сейчас уже не сосчитать.

Натюрморт  с ляганом:
 


Ляган, словно сошедший с картины:
 


До 2000 года Дом-музей Урала Тансыкбаева был филиалом Государственного музея искусств. Сегодня это самостоятельный музей, вход в который до сих пор бесплатный.
В 1994 году, к 90-летию Мастера,  рядом с домом была пристроена и открыта прекрасная уютная двухэтажная галерея, где сегодня размещена потрясающая коллекция работ Урала Тансыкбаева.
 


Урал Тансыкбаев родился в 1904 году, в Ташкенте. В бедной казахской многодетной семье. Отец его рано ушел из жизни, и, сразу после школы, Урал Тансыкбаев пошел работать на завод. Знаменитый Первушенский винный завод. Именно там, в заводском клубе, в 1924 году состоялась его первая выставка картин.
 


Урал Тансыкбаев рисовал еще со школы. Учителя отмечали и выделяли его талантливые работы.

"В 20-е годы XX века в Ташкенте сложилась чрезвычайно интересная творческая среда, здесь работали талантливые художники — А.Волков, А.Николаев. П.Беньков, М.Курзин, Н.Кашина, Н.Карахан, В.Уфимцев и другие. В городе регулярно проходили художественные выставки, дискуссии, встречи. В 1924 году в клубе винного завода были показаны работы Урала Тансыкбаева, и в газете "Туркестанская правда" появилась заметка о художнике-рабочем. 

В 1930 году в Ташкенте открылся Государственный музей искусств, где были представлены произведения русского и западноевропейского искусства из коллекции царской семьи Романовых. При музее работала изостудия, где преподавал Н.Розанов. В эту студию пришел учиться рисовать молодой Урал.Уже картина "Портрет А.Ташкенбаева", написанная в 1927 году, демонстрирует мастерство автора, владение методами импрессионизма. Н.Розанов гордился своим учеником. Свою Большую серебряную медаль, полученную в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учитель завещал любимому ученику — Уралу Тансыкбаеву. Медаль, на которой имеется замечательная надпись "Достойному", сейчас хранится в Доме-музее художника. 

В 1928 году состоялась первая поездка художника в Москву. Там он знакомится с сильнейшей коллекцией современного западноевропейского искусства. Живопись импрессионистов. П.Гогена, А.Матисса, А.Дерена потрясла молодого художника, прирожденного колориста. Искусство этих мастеров тем или иным образом отразилось в раннем творчестве художника. В 1928—1929 годах У.Тансыкбаев продолжает учебу в Пензенском художественном училище у Н.Петрова и И.Горюшкина-Сорокопудова (ученика И.Репина), произведение последнего впечатлила его еще в Ташкентском музее. В связи с хорошей профессиональной подготовкой У.Тансыкбаев был зачислен сразу же на последний курс училища. Вернувшись из России в Ташкент, где художественная жизнь буквально кипела, молодой художник входит в бригаду А.Волкова. Несмотря на неординарную живопись А.Волкова, Урал не попадает под его влияние, а вырабатывает свой творческий стиль. 

Какие слагаемые имел молодой художник, вступая в творческую жизнь? Он вырос в мусульманской среде, где было органичным орнаментальное прикладное искусство -казахские войлоки с крупным модулем, тканые ковры, насыщенные цветом, в которых кодировалась вся Вселенная, узорчатые сюзане, отображающие райский сад. У.Тансыкбаев вырос в городской среде, еще в школе учитель рисования Я.Федорович отметил его способности и всячески поощрял их. Юноша хорошо знал русский язык, рядом с ним всегда был Алексей Подковыров, которого усыновили родители Урала. С А.Подковыровым он занимался в студии Н.Розанова, вместе учились в Пензенском художественном училище, работали в Ташкенте над эскизами фресок на темы из современной жизни. Когда Урал женился, Алексей попросил разрешения у матери уехать в Алма-Ату, куда отправился вместе с племянником Нурбеком. Творчество А.Подковырова стало заметным явлением в искусстве Казахстана. 

У.Тансыкбаев получил хорошее образование, был знаком с современным русским и западноевропейским искусством, работал в авангардной ташкентской среде. И если западные и русские художники устремлялись к теме Востока в поисках своего стиля (Гоген — на Таити, Матисс — в Марокко, П.Кузнецов — в Киргизские степи, К.Петров-Водкин — в Африку и Самарканд), то у У.Тансыкбаева это было в крови." 
 


Тансыкбаев писал горы так, как ни писал их никто и никогда. Объем и пространство невероятным образом чувствуется в его работах.
Кажется, что между одной горной грядой и другой нарисован сам воздух. 

 
  
Случается так, что картины маслом рассматривать близко не особо радостно. Крупные мазки, пики и рытвины в красках теряют свой смысл и не несут ничего кроме цвета. Работы Урала Тансыкбаева просто наслаждение рассматривать вблизи. Кажется что писаны они такой миниатюрной кистью, что каждый крошечный цветок на горном склоне виден отчетливо, со всеми тычинками и лепестками. 



Есть в творчестве Урала Тансыкбаева особая тема - Чарвакское водохранилище. Он писал это одно из красивейших мест на протяжении нескольких лет. И до плотины, и после, и на разных этапах её строительства. Десятки живописных полотен.  Было бы потрясающе интересно, если бы наши искусствоведы собрали в единый альбом весь "чарвакский"цикл Тансыкбаева. Получилась бы летопись Чарвака написанная кистью мастера. 
  


На картинах художника много узнаваемых мест. То въезд в Бричмуллу, то старые чинары в Ходжикенте, то вид с моста на Угам. Так и просится в экспонаты музея карта Узбекистана с указанием живописных мест, ставших сюжетами картин Урала Тансыкбаева. Говорят, что в архивах музея есть старая карта, где мастер отмечал эти места.
 


Галерея при доме Тансыкбаева светла и красива. В ней есть места, где можно долго сидеть и любоваться работами, есть маленький музыкальный холл с инструментом и фотографиями на стенах.  
 


Я смотрю на холл сверху, с лестницы. Я смотрю на большую фотографию, где Урал Тансыкбаев стоит с легендарным мастером. Человеком из "моей темы", темы керамической. Два мастера, мастер кисти Урал Тансыкбаев и Мастер гончарного круга Усто Умар Джуракулов.

Я вижу сверху своих друзей и коллег. Здесь весь цвет узбекской Интернет-журналистики и сообщества блогеров. Красивые, талантливые и неравнодушные люди. Они умеют вот так просто, в выходной, бросить все свои дела, собраться и просто пойти в музей. Не по принуждению, а для себя, для удовольствия, для радости общения. За пищею духовной...



А потом мы выйдем в уютный цветущий двор. Здесь все посажено руками Мастера. Его нет уже почти сорок лет. А сад с цветником по прежнему роскошен.

Мы разыскали в зарослях фиалок уникального сотрудника музея, который появился здесь много лет назад - это большая черепаха. Она недавно проснулась от зимней спячки, выбралась из своей глиняной норки,  и гуляет по двору рассматривая посетителей.  

С Тамарой Санаевой мы примостились на мягком старом диванчике во дворе, напротив огромного самшита. 
- Вы нашли любимое место Урала Тансыкбаева - сказал нам кто-то из сотрудников музея, - Он очень любил здесь сидеть.

А во дворе под окнами уже зацветали тюльпаны
  


Близятся две даты из жизни Урала Тансыкбаева. 
18 апреля -день памяти художника. Он ушел из жизни не дожив несколько дней до семидесятилетия. В тот день он приехал в Нукус, чтобы отобрать свои картины из музея Савицкого для юбилейной выставки. Долгая дорога в поезде. Гостиница. И многоточие. В тот день мастера не стало.
25 мая - день рождения мастера. В этот день сад во дворике перед музеем будет цвести особенно пышно.
Так что планируйте свой выходной, собирайтесь в удивительный музей, потрясающую галерею. Все так легко и доступно.
Все так красиво и душевно. 

 
 
Для тех, кто соберется, карта. От метро Горького пешком минут 15:



Название: Дом-музей Урала Тансыкбаева. Картины, черепаха и тюльпан.
Теги: Искусство, Музеи, Живопись, Узбекистан в лицах, Ташкент, Узбекистан
Количество показов: 4784
Дата:  30.03.2013


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Сергей
Фотографии комментировать как-то не хочется... Хотя у Гажевой неплохо получилось. Помните, я писал Вам о точке нажатия?
Лилия Николенко
точка нажатия определилась настроением :)
Сергей
Я не об этом. Есть люди, которым Вас снимать нельзя. Вы реально получаетесь не так, как надо. Не помню, писал или нет, у меня лежит ролик о этом в сети. Фен-шуй, он и здесь фен-шуй.


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

Украинские генетики скрестили свинью со змеей. Теперь эти свиньи несколько раз в год сбрасывают сало. После этого украинские генетики собираются скрестить свинью с ящерицей, чтобы можно было ляжку оторвать, и новая вырастала.

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Гастрономъ.ру

Большой каталог внушающих доверие рецептов

Вопросы технологии и продукты

Приготовление баклажана в микроволновке
Приготовление баклажана в микроволновке

Ремесла, искусство, традиции

Street style в Ташкенте
Street style в Ташкенте

Кулинарный Узнет

Кесма лагмон

Кулинарные цитаты, афоризмы

О просвещенности

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Шарики из холодца
Шарики из холодца

Совет дня

По просьбам посетителей сайта, соблюдающих пост, сделала подборку вегетарианских рецептов. Если окажется принципиальным использование сметаны, масла, молока или яиц - задавайте вопрос, будем думать, как и чем заменить.

Рисомашевая каша
Картофельное пюре в микроволновке
Пюре из гороха
Капуста, тушеная со сметаной
Мамалыга с яйцом
Запеченные фаршированные шляпки шампиньонов
Гарнир из шпината с мускатным орехом
Молодой картофель, фаршированный укропом и кислым молоком
Тушёная капуста. Советская кулинарная классика.
Каша из цельного зернового овса на воде
Рис по-боливийски
Ширхурда атала
Бугдой гуджа и «Говорящий с цветами»
Суп молочный с макаронами
Молочный пшённый суп
Грибная лапша по-татарски  (заменить бульон на воду)
Гречневая каша с куриными пупочками и грибами  (готовить без пупочков)
Шампиньоны с кукурузой
Лапша с грибами в горшочке  (заменить бульон на воду)
Горячая закуска из шампиньонов
Картофельный суп с шампиньонами и луком-пореем  (заменить бульон на воду)
Молодой картофель с вешенками и луком
Пюре из брокколи и шампиньонов

Мясо, Рыба, Птица

Хранение сырой рыбы. Соль.
Хранение сырой рыбы. Соль.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters