Ироки каштачилик. Часть первая, главная. Дом, где живет надежда

Маленькая смуглая рука взлетала над вышивкой, и порой казалось, что это не рука, а некая сказочная птичка тянет за собой блестящую шелковую нить.  Нить была толста и тяжела. От каждого её соприкосновения с полотном, загорался крошечный искрящийся  бугорок. Это древний  узбекский стежок «ироки», шаг за шагом, покрывал каждый миллиметр простого хлопчатобумажного куска ткани.  

1


Юная вышивальшица изредка поднимала голову, прислушиваясь к разговору вокруг нее. Девочка была сказочно красива. И лицо её, казалось, излучало свет той удивительной чистоты, какая бывает только на ликах девушек из узбекских провинций.  Даже не возникало мысли спросить её имя. У таких девушек не должно быть имён. Потому что эти волшебные лица есть образ, есть символ. 

2


Мы сидели в просторной мехмонхоне(гостиной) традиционного саманного узбекского дома в кишлаке Шанби. Маленький населенный пункт находится за сотни километров от Ташкента, за выжженными Шахрисабзским солнцем предгорьями. Там, где несет свои темные воды река Кашкадрья.  Здесь много горячего Солнца, мало воды и практически нет работы кроме тяжелого сельского труда. Жизнь в таких местах сурова и нелегка.  

3

Тяжелее всего здесь приходится женщинам. Пока мужчины тянут свою трудовую лямку, кто дехканскую, кто гастарбайтерскую, на плечи женщин ложится все. И дети, и немалый участок земли, и безводье, и домашний скот и птица, и заготовка корма и дров, и старый глиняный дом, который требует непрестанной работы.  Малая денежка, принесенная в дом натруженными мужскими руками, тает так безжалостно быстро.  А ведь нужно отложить с нее и на сборы в школу младшим, и старшим запас нужен.  Их всех женить-замуж отдавать скоро. А на Востоке с пустым сундуком детей не женят. 

4


И не дай бог, что случится с мужем или отцом. С уходом мужчины из семьи уходит не заработок невеликий. Из дома уходит свет, уходит жизнь, уходит надежда. Остаются только страх и отчаяние.  Как поднять детей, если не можешь ни накормить их, ни купить достойной одежды? Кто возьмет замуж твою красавицу-девочку, если она отныне безотцовщина? Как дать ей образование, если нет возможности отправить её в город? Где найти работу в маленьком удаленном кишлаке, в котором каждый сам себе и работодатель, и батрак? 

5

Их сотни. Сотни прекрасных, хрупких девушек в наших глиняных кишлаках, разбросанных в полях и предгорьях под палящим Шахрисябзским солнцем. Они скромны, домовиты и трудолюбивы, они воспитаны в лучших узбекских традициях. Они не стонут и не жалуются на судьбу. Они не просят помощи. Женщины… юные, молодые и пожилые просто стараются выжить.

6

Многие из них собрались в тот день в доме Эргашой-опа. Старый глиняный дом с недавних пор стал для них местом, где живет надежда. Они все пришли сюда за много километров по пыльным сельским дорогам, чтобы встретить нас, ташкентских гостей. Для них это - событие в монотонных сельских буднях. Если бы они знали, что для нас, избалованных цивилизацией столичных жителей, это событие стократ большее. И эта удивительная встреча с вышивальщицами из кишлака Шанбе осядет в памяти яркой сказкой.  Сказкой о силе духа, чистоте и неугасающей вере в лучшее. 

7


- Поедешь под Шахрисябз, к вышивальщицам? – за неделю до того, прислал мне сообщение Бахтиер-ака
- К тем самым, с выставки?! Собираю вещи! Куда приходить? – мгновенно отзываюсь я
- Паспорт не забудь, далеко ехать – улыбнулся он смайликом моей реакции 

С Бахтиер-ака, известного журналиста,  сотрудника проекта Inclusive Employment and Social Partnership,  началось мое знакомство с прекрасными вышивальщицами из Кашкадарьи.
Я ничего не знала об удивительной истории «Ироки каштачилик», когда на Первой выставке социальных предприятий впервые увидела их работы. Блеск и красота шахрисабзской вышивки затмили для меня тогда мастериц, создавших эти  рукотворные чудеса.  В тот день я написала полную восторга статью «Шахрисабз ироки - вся роскошь Востока»   
А не там я роскошь увидела… Не в сиянии шелковых нитей, и не в искусно вышитых полотнах была она. Значит,  пришло время взглянуть на лица далеких шахрисабзских мастериц и прикоснуться к их волшебным рукам. 

8

Долгих пять часов на автобусе, под палящим июньским солнцем.  Мелькают выжженные холмы у подножия Зерафшанских гор и редкие населенные пункты.  Здесь все цвета солнца. Даже глиняные стены домиков в небольших кишлаках, и сам воздух кажутся желтыми.

9

В дороге,  Бахтиер-ака и Аброр,  предваряют своими рассказами нашу долгожданную встречу.  Бахтиер Насимов  и Аброрбек Ходжаев – сотрудники проекта ПРООН в Узбекистане «Социальное партнерство в обеспечении занятости» (Inclusive Employment and Social Partnership). Они колесят по этой жаркой дороге часто. Вышивальщицы из маленького далекого Шанбе – их подопечные.  Одни из многих. Задача моих спутников  – не дать погаснуть уникальному социальному предприятию.  Помочь выжить, приобрести устойчивость, развиваться самостоятельно, вне зависимости от обстоятельств. Если будет успешно работать «Ироки каштачилик», значит будет работа у десятков, сотен женщин в далеких кишлаках вокруг  Шахрисябза.  Это значит, будет заработок, будет надежда, будет достойная жизнь.

10

Юлдуз-опа

Узбекистан. Кашкадарьинская область. Шахрисабзский район. Сход граждан Муминобад. Кишлак Шанбе. У глиняного дувала одного из домов нас встречает  улыбчивая женщина.
- Познакомьтесь, это Юлдуз-опа, Юлдузхон Мамдиёрова, – представляет её Бахтиёр-ака, - руководитель социального предприятия «Ироки каштачилик».  Инициатор, вдохновитель и организатор уникального предприятия по возрождению народных ремесел. 

11

Юлдузхон Мамадиерова, филолог по образованию, свободно владеет узбекским, русским и французскими языками.  Живет Шахрисабзе. Душой болеет за свой край, за людей, живущих  в нем. Свою общественную деятельность начала с организации учебного центра для местной молодежи.  Юлдуз-опа очень хотелось, чтобы молодые люди из Шахрисабза имели равные возможности  со столичной молодежью, и были конкурентоспособными на рынке труда. До сих пор её ученики – самые верные помощники во всех начинаниях. 

12


Сегодня, делом жизни Юлдуз-опа стала забота о женщинах из удаленных населенных пунктов  Шахрисябзского района.  Она организовала для них предприятие по надомному изготовлению товаров в национальном стиле. По всему региону собрала лучших мастериц традиционной вышивки, ковроткачества и шитья одежды. Для тех женщин и девушек, которые не владели старинным мастерством, была создана система обучения у опытных мастериц-наставниц.

14

Дело, начатое Юлдуз-опа, развивалось и процветало. Работы её мастериц не остались незамеченными  на многочисленных выставках ремесел в Ташкенте. На поддержку благородной инициативы пришли  сотрудники проекта ПРООН и Министерство труда и социальной защиты населения.  
В руках талантливых женщин было удивительное ремесло. Но необходимо было подготовить среди  них  специалистов в области организации производства, ведения дел, финансов, маркетинга  и других видов деятельности, без которых в таком деле не обойтись. Теперь, по прошествии времени, непременно нужен аудит.  

15

Предприятие «Ироки каштачилик» вступило в ассоциацию ремесленников «Хунарманд» и получило со стороны государства поддержку в виде льготного налогообложения.  
Не смотря на то, что предприятие,  главной целью своей ставит поддержку женщин из удаленных регионов,  организацию рабочих мест  и обеспечение достойного уровня жизни, «Ироки каштачилик» находится в неравных условиях с производителями подобных товаров, расположенных в крупных городах. Расходы на организацию производства у Юлдуз-опа значительно выше, чем у столичных ремесленников, как из-за отсутствия инфраструктуры, так и большой удаленности от больших городов центров производства.  При этом, сырье и материалы они закупают на общих основаниях, и никто из поставщиков не делает скидки на «социальность».

16

Еще одна большая проблема – рынок сбыта. Что «греха таить», достойная реализация национальных ремесленных товаров возможна только в крупных туристических центрах, таких как Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива. Местные ремесленные предприятия отнюдь не рады появлению столь эффектного конкурента.  И если бы не специализированные  выставки, организованные проектом «Социальное партнерство в обеспечении занятости», Ташкент так никогда бы и не увидел уникальные работы мастериц из «Ироки каштачилик».
Тем более что качеством и национальной аутентичностью они на голову выше столичных, а ценою – на порядок ниже.

17

Именно потому, жарким июньским днем 2013-го, мы с сотрудниками проекта ПРООН приехали не в столичные «разбрендированные» мастерские, а за сотни километров от Ташкента, в обожженную солнцем  Кашкадарью, в маленький кишлак Шанбе, где работают прекрасные вышивальщицы под руководством Юлдуз-опа.
Мы сидим в большой мехмонхоне глиняного дома Эргашой-опа и любуемся работой вышивальщиц. А Юлдуз-опа рассказывает нам о каждой из них…

Далее последует рассказ об Эргашой-опа, тандыре, свежих огурцах и прекрасном кашкадарьинском чалопе: Ироки каштачилик. Часть вторая. Эргашой-опа


Название: Ироки каштачилик. Часть первая, главная. Дом, где живет надежда
Теги: Шахрисабз, Кашкадарья, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Вышивка, Одежда, Обувь
Количество показов: 4348
Дата:  10.06.2013


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

- Дорогая, почему в щах рыба плавает?
- Милый, это не щи, а уха!
- А почему тогда в ухе капуста?!
- Ну тебе не угодишь!

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Горшочек со светло-коричневой глазурью
Горшочек со светло-коричневой глазурью

Кулинарные сайты

Кулинарная книга на Cooking.ru

Рецепты краткие, требуют чтения между строк, большая часть взята из классической кулинарной литературы. Однако за счет рецептов от читателей чтиво бывает увлекательным.

Вопросы технологии и продукты

Сушеные узбекские помидоры
Сушеные узбекские помидоры

Кулинарный Узнет

Тухумли сомса

Кулинарные цитаты, афоризмы

Лепешки

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Если приглядеться к различным пакетам с пшенной крупой на прилавке, то станет понятно что она имеет различные оттенки желтого цвета. Стоит выбрать более насыщенно-желтого цвета крупу, если вам нужна рассыпчатая каша. Чем светлее крупа, тем сильнее она разваривается при варке.

Мясо, Рыба, Птица

Баранина. Реберные отходы
Баранина. Реберные отходы

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

free counters