Ироки каштачилик. Часть первая, главная. Дом, где живет надежда

Маленькая смуглая рука взлетала над вышивкой, и порой казалось, что это не рука, а некая сказочная птичка тянет за собой блестящую шелковую нить.  Нить была толста и тяжела. От каждого её соприкосновения с полотном, загорался крошечный искрящийся  бугорок. Это древний  узбекский стежок «ироки», шаг за шагом, покрывал каждый миллиметр простого хлопчатобумажного куска ткани.  

1


Юная вышивальшица изредка поднимала голову, прислушиваясь к разговору вокруг нее. Девочка была сказочно красива. И лицо её, казалось, излучало свет той удивительной чистоты, какая бывает только на ликах девушек из узбекских провинций.  Даже не возникало мысли спросить её имя. У таких девушек не должно быть имён. Потому что эти волшебные лица есть образ, есть символ. 

2


Мы сидели в просторной мехмонхоне(гостиной) традиционного саманного узбекского дома в кишлаке Шанби. Маленький населенный пункт находится за сотни километров от Ташкента, за выжженными Шахрисабзским солнцем предгорьями. Там, где несет свои темные воды река Кашкадрья.  Здесь много горячего Солнца, мало воды и практически нет работы кроме тяжелого сельского труда. Жизнь в таких местах сурова и нелегка.  

3

Тяжелее всего здесь приходится женщинам. Пока мужчины тянут свою трудовую лямку, кто дехканскую, кто гастарбайтерскую, на плечи женщин ложится все. И дети, и немалый участок земли, и безводье, и домашний скот и птица, и заготовка корма и дров, и старый глиняный дом, который требует непрестанной работы.  Малая денежка, принесенная в дом натруженными мужскими руками, тает так безжалостно быстро.  А ведь нужно отложить с нее и на сборы в школу младшим, и старшим запас нужен.  Их всех женить-замуж отдавать скоро. А на Востоке с пустым сундуком детей не женят. 

4


И не дай бог, что случится с мужем или отцом. С уходом мужчины из семьи уходит не заработок невеликий. Из дома уходит свет, уходит жизнь, уходит надежда. Остаются только страх и отчаяние.  Как поднять детей, если не можешь ни накормить их, ни купить достойной одежды? Кто возьмет замуж твою красавицу-девочку, если она отныне безотцовщина? Как дать ей образование, если нет возможности отправить её в город? Где найти работу в маленьком удаленном кишлаке, в котором каждый сам себе и работодатель, и батрак? 

5

Их сотни. Сотни прекрасных, хрупких девушек в наших глиняных кишлаках, разбросанных в полях и предгорьях под палящим Шахрисябзским солнцем. Они скромны, домовиты и трудолюбивы, они воспитаны в лучших узбекских традициях. Они не стонут и не жалуются на судьбу. Они не просят помощи. Женщины… юные, молодые и пожилые просто стараются выжить.

6

Многие из них собрались в тот день в доме Эргашой-опа. Старый глиняный дом с недавних пор стал для них местом, где живет надежда. Они все пришли сюда за много километров по пыльным сельским дорогам, чтобы встретить нас, ташкентских гостей. Для них это - событие в монотонных сельских буднях. Если бы они знали, что для нас, избалованных цивилизацией столичных жителей, это событие стократ большее. И эта удивительная встреча с вышивальщицами из кишлака Шанбе осядет в памяти яркой сказкой.  Сказкой о силе духа, чистоте и неугасающей вере в лучшее. 

7


- Поедешь под Шахрисябз, к вышивальщицам? – за неделю до того, прислал мне сообщение Бахтиер-ака
- К тем самым, с выставки?! Собираю вещи! Куда приходить? – мгновенно отзываюсь я
- Паспорт не забудь, далеко ехать – улыбнулся он смайликом моей реакции 

С Бахтиер-ака, известного журналиста,  сотрудника проекта Inclusive Employment and Social Partnership,  началось мое знакомство с прекрасными вышивальщицами из Кашкадарьи.
Я ничего не знала об удивительной истории «Ироки каштачилик», когда на Первой выставке социальных предприятий впервые увидела их работы. Блеск и красота шахрисабзской вышивки затмили для меня тогда мастериц, создавших эти  рукотворные чудеса.  В тот день я написала полную восторга статью «Шахрисабз ироки - вся роскошь Востока»   
А не там я роскошь увидела… Не в сиянии шелковых нитей, и не в искусно вышитых полотнах была она. Значит,  пришло время взглянуть на лица далеких шахрисабзских мастериц и прикоснуться к их волшебным рукам. 

8

Долгих пять часов на автобусе, под палящим июньским солнцем.  Мелькают выжженные холмы у подножия Зерафшанских гор и редкие населенные пункты.  Здесь все цвета солнца. Даже глиняные стены домиков в небольших кишлаках, и сам воздух кажутся желтыми.

9

В дороге,  Бахтиер-ака и Аброр,  предваряют своими рассказами нашу долгожданную встречу.  Бахтиер Насимов  и Аброрбек Ходжаев – сотрудники проекта ПРООН в Узбекистане «Социальное партнерство в обеспечении занятости» (Inclusive Employment and Social Partnership). Они колесят по этой жаркой дороге часто. Вышивальщицы из маленького далекого Шанбе – их подопечные.  Одни из многих. Задача моих спутников  – не дать погаснуть уникальному социальному предприятию.  Помочь выжить, приобрести устойчивость, развиваться самостоятельно, вне зависимости от обстоятельств. Если будет успешно работать «Ироки каштачилик», значит будет работа у десятков, сотен женщин в далеких кишлаках вокруг  Шахрисябза.  Это значит, будет заработок, будет надежда, будет достойная жизнь.

10

Юлдуз-опа

Узбекистан. Кашкадарьинская область. Шахрисабзский район. Сход граждан Муминобад. Кишлак Шанбе. У глиняного дувала одного из домов нас встречает  улыбчивая женщина.
- Познакомьтесь, это Юлдуз-опа, Юлдузхон Мамдиёрова, – представляет её Бахтиёр-ака, - руководитель социального предприятия «Ироки каштачилик».  Инициатор, вдохновитель и организатор уникального предприятия по возрождению народных ремесел. 

11

Юлдузхон Мамадиерова, филолог по образованию, свободно владеет узбекским, русским и французскими языками.  Живет Шахрисабзе. Душой болеет за свой край, за людей, живущих  в нем. Свою общественную деятельность начала с организации учебного центра для местной молодежи.  Юлдуз-опа очень хотелось, чтобы молодые люди из Шахрисабза имели равные возможности  со столичной молодежью, и были конкурентоспособными на рынке труда. До сих пор её ученики – самые верные помощники во всех начинаниях. 

12


Сегодня, делом жизни Юлдуз-опа стала забота о женщинах из удаленных населенных пунктов  Шахрисябзского района.  Она организовала для них предприятие по надомному изготовлению товаров в национальном стиле. По всему региону собрала лучших мастериц традиционной вышивки, ковроткачества и шитья одежды. Для тех женщин и девушек, которые не владели старинным мастерством, была создана система обучения у опытных мастериц-наставниц.

14

Дело, начатое Юлдуз-опа, развивалось и процветало. Работы её мастериц не остались незамеченными  на многочисленных выставках ремесел в Ташкенте. На поддержку благородной инициативы пришли  сотрудники проекта ПРООН и Министерство труда и социальной защиты населения.  
В руках талантливых женщин было удивительное ремесло. Но необходимо было подготовить среди  них  специалистов в области организации производства, ведения дел, финансов, маркетинга  и других видов деятельности, без которых в таком деле не обойтись. Теперь, по прошествии времени, непременно нужен аудит.  

15

Предприятие «Ироки каштачилик» вступило в ассоциацию ремесленников «Хунарманд» и получило со стороны государства поддержку в виде льготного налогообложения.  
Не смотря на то, что предприятие,  главной целью своей ставит поддержку женщин из удаленных регионов,  организацию рабочих мест  и обеспечение достойного уровня жизни, «Ироки каштачилик» находится в неравных условиях с производителями подобных товаров, расположенных в крупных городах. Расходы на организацию производства у Юлдуз-опа значительно выше, чем у столичных ремесленников, как из-за отсутствия инфраструктуры, так и большой удаленности от больших городов центров производства.  При этом, сырье и материалы они закупают на общих основаниях, и никто из поставщиков не делает скидки на «социальность».

16

Еще одна большая проблема – рынок сбыта. Что «греха таить», достойная реализация национальных ремесленных товаров возможна только в крупных туристических центрах, таких как Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива. Местные ремесленные предприятия отнюдь не рады появлению столь эффектного конкурента.  И если бы не специализированные  выставки, организованные проектом «Социальное партнерство в обеспечении занятости», Ташкент так никогда бы и не увидел уникальные работы мастериц из «Ироки каштачилик».
Тем более что качеством и национальной аутентичностью они на голову выше столичных, а ценою – на порядок ниже.

17

Именно потому, жарким июньским днем 2013-го, мы с сотрудниками проекта ПРООН приехали не в столичные «разбрендированные» мастерские, а за сотни километров от Ташкента, в обожженную солнцем  Кашкадарью, в маленький кишлак Шанбе, где работают прекрасные вышивальщицы под руководством Юлдуз-опа.
Мы сидим в большой мехмонхоне глиняного дома Эргашой-опа и любуемся работой вышивальщиц. А Юлдуз-опа рассказывает нам о каждой из них…

Далее последует рассказ об Эргашой-опа, тандыре, свежих огурцах и прекрасном кашкадарьинском чалопе: Ироки каштачилик. Часть вторая. Эргашой-опа


Название: Ироки каштачилик. Часть первая, главная. Дом, где живет надежда
Теги: Шахрисабз, Кашкадарья, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Вышивка, Одежда, Обувь
Количество показов: 3913
Дата:  10.06.2013


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Самарканд. Регистан. Я покупаю ляган
Самарканд. Регистан. Я покупаю ляган

Кулинарный юмор

Чистя на кухне уже двадцатую рыбу, жена раздраженно говорит своему мужу:
- По-человечески тебя прошу, на рыбалке - пей водку!

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Маржон Тог - молочные реки из Джизака
Маржон Тог - молочные реки из Джизака

Кулинарные сайты

Еврейская кухня на Jewish life

Особенности, традиции и рецепты еврейской кухни. Хороший раздел по обрядовой еврейской кухне.

Вопросы технологии и продукты

Лагман, манпар, норин
Лагман, манпар, норин

Кулинарные цитаты, афоризмы

Мозговой горошек

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Вода, в которой вы замачивали горох нут на сутки, хорошее косметическое средство. Питающее и заживляющее кожу. Перед тем, как её вылить стоит ею умыться. Еще этот желтый настой хорошо питает волосы.

Мясо, Рыба, Птица

Суповые говяжьи кости
Суповые говяжьи кости

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters