Самаркандские драконы Дилором Мухтаровой

Это была удивительная встреча с мастером знаменитой когда-то самаркандской керамической школы. Очень важная и значимая для меня. Встреча, которой я не ждала. Потому что до этого момента просто не знала о существовании этого мастера и о ее работах. 
До этой встречи мне доводилось видеть классику самаркандской терракотовой игрушки только в ташкентских музеях, да на выставках керамики старых мастеров. А тут, внезапно, вот она... Протяни руку и прикоснись.
У меня случился часовой перерыв, для того чтобы погулять по Самарканду. Для прогулки я выбрала любимый Рухабад. И место там душевное, благостное, и во дворе сувенирных магазинчиков немало. Сувенирные лавки навеяли скуку. Однообразная вышивка, безликая пестрая керамика, обилие одежды в этно-стиле. Порадовал лишь магазинчик Наргизы Каримовой из семьи Нарзуллаевых. (рассказ о магазинчике) И я собралась уж уходить со двора Рухабада, как провидение навело на мысль зайти еще в один магазинчик.
Сразу, с порога, вижу терракотовую композицию дивной красоты. На свернутом в кольцо самаркандском драконе, восседает группа самаркандских товарищей с лукавыми лицами. И такое движение во всем этом, и такой характерный, до боли дракон.

 

Я перевожу взгляд на глиняные фигурки животных, и обмираю от радости. Последний раз я видела мелкую керамику, выполненную именно в этом самаркандском стиле,  в Государственном Музее Искусств Узбекистана. То были работы великого самаркандского керамиста из звездной плеяды 70-х, Усто Абдурахима Мухтарова.

  

А тут - неизвестный мне  мастер. Но определенно школы Усто Абдурахима. Но столько лет забвения прошло? Как такое могло случиться, чтобы в наши дни, неведомые руки столь точно сохранили в деталях целое, ныне забытое направление в самаркандской керамике?
И та же читаемая сюжетность. Каждая терракотовая композиция - это целый рассказ, в котором прописаны в глине сотни мелочей. И лукавые, теплые, характерные лица. И добрая ирония в каждой терракотовой фигурке, и трогательный лиризм...
Это характерно и читаемо в работах Усто Абдурахима Мухтарова. 


Я рассматриваю работу за работой. Вот семья на ишачке. Красавец папа с дутаром в руках, к нему любовно прильнула луноликая мама, одной рукой прижимая к себе сынишку-шалуна. На другом ишачке -благообразный папа философ. Он большими руками прижимает к себе парочку дочек. 
При этом один ишачок радостен, у другого ишачка на морде такое выраженье, что кажется, что он вот-вот помрет. 


Глиняные фигурки хочется расставлять, формирую разные сюжеты.  Вот придорожный базар. По дороге перемещаются путники, а продавцы подносят им на продажу ляганы со всяческой едой.


Вот чайханщик с пловом и путешествующий музыкант

  

А вот человек просто вышел на базарное место погулять, на людей посмотреть. Любопытный, смешливый, так и стреляет глазами по сторонам.

 

А вот человек мастеровой, он делает самаркандскую бумагу

 

Брутальная опа печет лепешки, уставший путник на ишачке с хурджуном через плечо и веселый дойрист отбивает ритм. И уже кажется, что ты слышишь звонкий голос дойры.

 

А вот яблок и винограда отведать не хотите? "Подходи народ! Половина сахар - половина мед! Радость будет - кто все возьмет...
И бросаются в глаза самые мелкие детали - к примеру собравшийся разойтись шов на старых кожаных ковушах продавца. Характерно скрученный платок, повязанный от пота на голове, и даже складки от косыночного треугольника на скрутке. И подвернутые выше локтя рукава тонкого чапана...

 

Так досконально очерчивал детали великий самаркандский мастер, один из первых учеников Усто Умара Джуракулова, родоначальник целого направления в самаркандской керамике, Усто Абдурахим Мухтаров. 
Я перехожу к полочке с глиняным зверьем. Здесь просто хочется исполнить сумашедшую пляску дикой радости, и кричать: "Жива, жива великая школа-то! Рано похоронили! Смотрите, создатели самаркандского глиняного китча! Вот оно исконное, истинное, настоящее!"
Классические лукавые самаркандские драконы с загнутыми вверх хвостами и высунутыми длинными языками. Величественные и смешные одновременно. Глупые винторогие барашки, упрямые ишачки, верблюды с кислым выраженьем морд. Все такое до боли родное и знакомое.
Все то, чего не видела у мастеров уж много лет.


Дома, рассмотрев фотографии, извлекла свою фотоколлекцию работ Усто Абдурахима Мухтарова, которую отсняла в ташкентских музеях. Определенно одна самаркандская школа, один стиль. Только почерк у мастеров несколько разный.


Горбоносого барашка с цветком на округлом курдюке сразу отставила. Будет мой.


Грозное самаркандское чудище из легенд. То ли собака, то ли дракон, то ли львица.

 

Странного "собачьего" вида барс, который говорят приходит, чтобы спасти Самарканд, когда все плохо.

 

Есть утилитарные вещи, как дань моде. Вроде пепельница. Но как в спину этого чудесного зверя можно папироской тыкать?

 

Я отрываюсь от этого великолепия, поворачиваюсь, к хозяйке магазина:
- Кто мастер?! Это так невыносимо прекрасно? Кто он? Как его найти?
- Я мастер,  - отвечает немногословная хозяйка магазина
- Вы?!! Но откуда? Кто ваш учитель? Откуда этот стиль?!
- Мой свекор учил меня.  Он был известный мастер. Абдурахим Мухтаров. А вам сейчас покажу... - пока я, онемевши, не свожу с нее глаз, она извлекает откуда-то с полки знакомую книжицу издательства Гафура Гуляма из серии "Наш современник". Абдурахим Мухтаров - крупными буквами в заголовке.
От волнения, я уже просто теряю голос.
- Спасибо! Низкий поклон вам. Я уже и не надеялась, что в этом стиле кто-то работает, - сдавленно говорю я. Нууу, осталось только расплакаться, - Конечно же, я знаю имя вашего великого свекра. Видела много его работ. Просто не знала что вы продолжаете его дело.  

 

- Простите, как вас зовут?
- Дилором, -  отвечает мне мастер, - Дилором Мухтарова
- Вы сделали мой день праздником, Дилором. Подарили такую радость! А сыновья Усто Абдурахима? Они не стали керамистами?
- Нет, - качает головой Дилором, - Они делают бумагу ручной работы. Мой муж и его брат Мухтаровы, у них фабрика
- Много слышала о них. Только не подумала, что они сыновья знаменитого самаркандского Усто.

 

Я еще много говорила с мастером Дилором Мухтаровой, наследницей великой керамической школы. "Ей бы персональную выставку в Ташкенте" - думалось мне. Ведь никто не знает, что все это живо. Кто видит здесь эти уникальные работы? Кто оценит? Иностранные туристы, которые купят за пару долларов настоящий шедевр национального искусства, и будут думать, что приобрели пустяковый сувенир от местных аборигенов.
Разве им понятны эти лица, сюжеты и эмоции, которые несут в себе эти терракотовые фигурки?
Это понятно и близко только тем, кто жил здесь, кто напитан этим духом, добродушием и теплотой. 


Я выбираю фигурки, которые собираюсь увезти с собой. Они стоят непозволительно дешево. Хочется забрать их все. А потом дарить тем, кто понимает. Но как-то совестно смести все это великолепие с полок, оставив  лавкам Рухабада лишь пестрый глиняный китч. 
Я прошу Дилором сфотографироваться с самым самаркандским из всех самаркандских терракотовым драконом в руках. 

Позвольте вам представить! Дилором Мухтарова, мастер мелкой лепной самаркандской керамики,наследница знаменитой самаркандской керамической школы. Ученица и продолжательница дела великого самаркандского мастера прошлого века, своего свекра, Усто Абдурахима Мухтарова.


Без карнаев и сурнаев, званий и регалий, шумных речей, выставок и каталогов, она просто работает в маленькой самаркандской мастерской во дворе Рухабада. Но ее великое умение и знание - есть национальное достояние, которое очень бы хотелось сберечь. И как минимум, знать.

Когда приедете в Самарканд, то вас обязательно повезут в величественный Гур-Эмир. Улучите момент. Перейдите несколько метров через дорогу от Гур-Эмира

  

Пройдите, напротив от Гур-Эмира. Туда, где находится одно из самых сакральных мест Самарканда, место намоленное, место силы. Усыпальница Рухабад. Войдя во двор Рухабада через арочный проем, загляните в сувенирные маленькие лавки, которые находятся справа от входа. Спросите, где найти Дилором Мухтарову. Вам каждый подскажет. Там в ее маленьком магазинчике, где живут терракотовые звери и люди, вы уже знаете что смотреть, и что купить. Бережно храните этих глиняных людей и зверей. Они достойны музея. Потом правнукам будете показывать 

  






Название: Самаркандские драконы Дилором Мухтаровой
Теги: Узбекистан, Мастера, Сувениры из Узбекистана, Узбекская керамика, Самарканд, Узбекистан в лицах
Количество показов: 3204
Дата:  19.04.2014


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Самарканд. Регистан. Я покупаю ляган
Самарканд. Регистан. Я покупаю ляган

Кулинарный юмор

– Как вы относитесь к еде? – Я не отношусь к еде. Я высшее звено в пищевой цепочке.

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Дегустация колбас от "Мясной находки".
Дегустация колбас от "Мясной находки".

Кулинарные сайты

Kuking.net

Огромный кулинарный архив. Хорошая система поиска по словам, причем результат поиска зачастую не только рецепты, но и советы, история кулинарии и многое другое.

Вопросы технологии и продукты

Фасоль для салата в микроволновке
Фасоль для салата в микроволновке

Кулинарный Узнет

Каршинские чебуреки

Кулинарные цитаты, афоризмы

О приправах

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters