Хроники выставки "Легенды Узбекской керамики". Предыстория

Хроники выставки "Легенды Узбекской керамики". Предыстория 21-23 ноября, в ташкентском выставочном зале Министерства Культуры и спорта, состоялось событие, значимость которого сложно переоценить. Парад планет. Сошествие звезд с небосклона. Знаменитые гончары, потомки гончарных династий со всех регионов Узбекистана, представили в Ташкенте свои новые коллекции национальной керамики. Выставка "Легенды Узбекской керамики". 14 мастеров локальных керамических школ узбекской керамики. Нужно было, чтобы прошли десятилетия, чтобы они вновь собрались вместе.
   
Так бы и не собрались. Если б не OIKOS. Если бы не мечта. Если бы не отчаянная уверенность Мурата. Потрясающее терпение Гульжамал. И организаторский талант Наибы.

Много лет друзья подтрунивали над моим пристрастием к узбекской керамике. При этом непременно старались подарить нечто связанное с этим. Кто книгу, кто старую глиняную фигурку или касу. Коллеги-журналисты в поездках обязательно фотографировали некие керамические объекты, и помечали меня тегом в публикации, сопровождая словами "Лиля, смотри, это твоя тема!" Так мы и существовали долгое время вдвоем. Я и моя тема.
После выставки, Саша написала мне в "личку": 
- Твоя большая мечта сбылась. Мне страшно за тебя. О чем же ты теперь будешь мечтать?

С чего лично для меня началась эта выставка? С того момента, как я впервые увидела золотые, как солнца, андижанские ляганы? Или тогда, когда впервые в руках оказалась книга Дервиза об узбекской керамике. А может с покупки звенящей ургутской пиалы? Много лет утекло с тех пор. И моя дорога к этой выставке была столь длинна, что и сегодня еще не верится, что все случилось.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Экспозиция мастера из Риштана, Шарофиддина Юсупова

  Были на этом пути знаковые моменты. Знакомство с мастерами звездной плеяды гончаров Усто Мирзобахромом Абдувахобовым, Усто Нуманом Аблакуловым, Усто Алишером Нарзуллаевым. Потрясающе светлые люди, хранители великого наследия, знаменитые кулолы. Каждая встреча с ними - праздник души, просветление и катарсис. Тогда уже стало ясно, что керамическая тема никогда не отпустит. Потому что она больше, чем инфоповод. Она есть состояние души.
Потом был звонок от Мурата и Гульджамал из Charming Orient. "Поедемте в Ферганскую долину, знакомиться с мастерами"- сказали они. И мы поехали. Сколько тысяч километров накрутил спидометр машины Гульжамал по городам и весям, горным перевалам, степям и бездорожью. Кто их считал? В долгих переездах было много разговоров. Мы анализировали проблемы, строили планы. Мы все знали и все могли. Но у нас не было не практики, ни денег, для того, чтобы поднять этот спящий пласт, найти под ним точку опоры, и перевернуть мир.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Риштана, Шарофиддина Юсупова

Но провидение продолжало заполнять пустоты. Для того, чтобы я не опускала рук, судьба послала удивительную поездку в Самарканд, на выставку ART TIME в старой галерее Чорсу. Тогда мы сидели с организатором выставки, Наибой, в чайхане под стенами Биби-Ханум, и я рассказывала, как все ужасно в сувенирных лавках Самарканада. Что на полках сплошной китч, не имеющий ничего общего с узбекской национальной керамикой. И что со всем этим нужно что-то делать. И как-то объяснять миру, что такое настоящая узбекская гончарная традиция.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Экспозиция мастера из Риштана, Усто Алишера Назирова

Тогда, на этом импровизированном совещании под стенами Биби-Ханум, мы с Наибой пришли к выводу, что гончарам практически невозможно участвовать в общих выставках ремесленников. Потому, что во-первых, везти из регионов, за сотни километров, хрупкую и нелегкую по весу поклажу, для того, чтобы день на выставке постоять - это не реально. Во вторых, керамика - это не вышитая сумочка, которую увидел-захотел-купил. К покупке керамики нужно быть готовым, ее нужно ждать, смотреть, как в музее и, соответственно, выбирать. Потому керамика на наших однодневных  выставках обычно продается плохо. Да и не ездят уже давно на них мастера-гончары.
Нужна отдельная выставка национальной керамики. И не менее, чем трехдневная. Иначе нет смысла ехать из далеких керамических центров, таких как Хорезм, Ургут, Риштан или Гиждуван

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера Риштана, Алишера Назирова

Тогда, на выставку в Самарканде, пришел знаменитый гончар, академик и народный мастер Усто Шариф Азимов. Мы говорили с ним о керамике. Я рассказала о своем вояже по самаркандским салонам народных ремесел и спросила Шариф-ака, почему там один китч. Почему там нет его знаменитой терракоты. На что Усто Шариф покачал головой и сказал: "Мне будет стыдно, если там, рядом со всем этим будут стоять мои работы. "

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Экспозиция мастера из Ургута, Усто Нумана Аблакулова

Помнится, я тогда сразу отправилась к Наибе, и выдала:
- Наиба, я в трех лавках видела работы Усто Нумана Аблакулова. Нужно срочно их оттуда забрать. Потому что стыдно.
Мы в перерыв отправились в сувенирные лавки спасать дивные ургутские тарелки, касы и сосуды. Спасли. Выкупили всё, что нашли.
В одной из лавок напыщенная продавщица накручивала цену на Аблакуловские работы. Видя мою явную заинтересованность, она вещала, тыча наманикюренным пальцем в дивной красоты желтый ургутский кувшин:
- Берите, берите. Больше таких уже не будет. Мастер больше не работает.
- Тяпун вам на ваш бесстыдный язык, девушка,  и заусенец на ваш палец, которым вы в произведение искусства тычете, - не выдержала я. - К вашему сведению, Усто Нуман работает и будет работать еще много лет. Не знаю, каким ветром к вам эти вещи занесло, но им тут явно не место. Должного уважения нет.
Та эпопея для нас с Наибой так и осталась в памяти байкой про то, как мы спасали работы Аблакулова из сувенирных лавок Самарканда. И вновь тогда возник разговор о экстренной необходимости специализированной керамической выставки.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Ургута, Усто Нумана Аблакулова

К слову о ценах на работы знаменитых мастеров узбекской керамики. Доводилось встречать на туристических маршрутах салоны с отличной подборкой работ гончаров узбекских керамических школ.  В одном из них, к примеру, за ургутский ляган работы Усто Аблакулова с меня попросили 250 у.е. Наблюдая, как округлялись мои глаза, продавец сжалился и выдал:
- Ладно, для своих, для узбекистанцев, пусть будет 200
Я рассказала об этом на выставке Усто Нуману Аблакулову. Он смеялся. Безусловно, это прекрасно, что работы наших мастеров так высоко ценятся зарубежными гостями. Но плохо то, что у самих мастеров нет возможности получать достойную оплату за их великий и уникальный труд, и львиная доля средств оседает в карманах перекупщиков.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Экспозиция мастера из Гиждувана, Усто Абдулло Нарзуллаева

Себестоимость работ наших гончаров чрезвычайно велика. Они не опускаются в своих работах до дешевых красок и неизвестно какой глазури. Они слишком уважают для этого свой труд. А чего стоит многочасовой обжиг гончарных изделий в регионах, имеющих перебои с электричеством и газом. Только гончары знают, сколько труда и средств потрачено впустую, если во время обжига вдруг прерывался процесс из-за веерных отключений.
Многие из старых гончаров до сих пор знают, что такое обжиг при 1000 градусов на обыкновенных дровах. 
В каких деньгах оценить такой труд? Есть ли на свете такие деньги?

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Гиждувана, Усто Абдулло Нарзуллаева

Если ремесло не кормит, то у мастера нет учеников. Сыновья не продолжают дело отцов. Прерываются старинные гончарные династии. Умирают целые керамические школы.
Так канули в лету: бирюзовая керамика Гурумсарая, огненная керамика Денау, оранжевая керамика Шахрисабза, ажурная как кружево керамика Каттакургана, резная терракота Шерабада.
Если у гончаров нет возможности реализовывать свои работы по достойной цене, то нет средств на сырье, на содержание мастерской, нет возможности прокормить семью, а следовательно, нет смысла продолжать работу. Тех, кто ушел из гончарного ремесла трудно осудить. Но остается надежда вернуть многих ныне здравствующих в великое дело отцов. Потому что руки помнят. И генетическая память многих поколений гончаров не даст покоя.
Поэтому, пока нам не пришлось читать реквием над действующими керамическими школами, нужно сделать все, чтобы создать комфортные условия для работающих ныне гончаров классических национальных школ керамики. 
Организация системы специализированных выставок "Легенды Узбекской керамики" - лишь одно из решений этой проблемы.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Риштана, Исмаила Комилова

По словам риштанских мастеров, есть еще в Риштане гончары из старых династий, которые не имеют сегодня материальной  возможности продолжить свое дело. Или просто не верят в то, что оно позволит им достойно существовать. 
Так сенсацией выставки стало имя гончара из Риштана Исмаила Комилова, сына великого Усто Ибрагима Комилова. Он долго не садился за гончарный круг, посвятив свое время совсем иному бизнесу. Риштанские коллеги-гончары убедили, уговорили Исмаила-ака вернуться к великому ремеслу. 
В одну из поездок в Риштан, риштанский гончар Бахтиер Назиров привел нас в дом Комиловых. Мы много говорили, смотрели работы великого отца. Очень просили начать работы над коллекцией для выставки. До последнего момента надежда на его участие была робкой. Но Бахтиер-ака Назиров тогда уверенно сказал нам:
- Исмаил Комилов будет участвовать! Я помогу ему всем чем надо! Фамилия гончаров Комиловых на выставке вновь зазвучит.
Так собственно и случилось. Исмаил Комилов представил дивной красоты коллекцию риштанской классической керамики, и имя его отца, великого учителя Усто Ибрагима Комилова, буквально, витало над всем происходящим на выставке.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Риштана, Исмаила Комилова

Когда еще мысль о выставке была только мечтой, когда мы ездили в мастерские к гончарам, то не переставали удивляться некоей особой ауре, которая исходила от каждого мастера. Видимо постоянное соприкосновение с глиной и огнем гончарной печи делает этих людей иными, особыми. Не такими, как мы. Разные характеры, разные судьбы, но в одном гончары были схожи. Великой преданностью делу и осознанием его величия. Не случайно гончары на узбекской земле всегда были привилегированной кастой среди ремесленников. Испокон веков можно было обойтись без украшений и красивых одежд, но нельзя было обойтись без посуды.
Сегодня, когда наши дома заполонила практичная и недорогая посуда из фаянса, стекла и пластика, гончарное ремесло перестало быть таким значимым, как ранее. Однако гончары не перестали относится к своему ремеслу как великому наследию. Настоящие гончары не перестали быть кастой. 
Наверное от того выставка "Легенды Узбекской керамики" имела ощутимый вкус элитарности происходящего.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Кубаро Бабаева, единственный мастер глиняной игрушки из кишлака Уба, Бухарской области

Чем дольше мы общались с гончарами, тем более отчетливо осознавали необходимость  выработать особый формат выставки. Нужна была выставка, в которой можно было достойно сочетать экспозицию произведений искусства с  возможностью их продаж, не превращая происходящее в базар.      
Ведь почему, наша звездная плеяда мастеров не принимает участие в выставках-продажах ремесленников, которых сегодня в Ташкенте происходит с десяток в месяц? Да потому что сложно себе представить знаменитого устоза, чьи работы украшают знаменитые музеи и частные собрания по всему миру, продающего свои творения в ряду вышитых сумочек, шелковых шарфиков и резных шкатулок. А других выставок и нет.
Здесь мы все надежды возлагали на опыт Наибы, организатора самых популярных ташкентских выставок ремесленников. 

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Андижана, Мирзобахрома Абдувахобова

Перед Наибой была поставлена задача организовать выставку так, чтобы наши гончары чувствовали себя королями на этом волшебном пиру. Чтобы они ощутили на себе весь почет, уважение и восхищение, которых ни достойны.
И чтобы при этом большая часть выставляемых коллекций нашла своих достойных обладателей.

Не смотря на то, что после выставки, Наиба составила целый список моментов, которые хорошо было бы реализовать, удивительной красоты праздник керамики получился. И наши гончары, знаменитые устозы были главными волшебниками на этом празднике. 

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Гончар Усто Мирзобахром Абдувахобов из Андижана

Причин, побудивших нас вызвать к жизни эту удивительную выставку было множество. Когда меня спрашивали об этом, то из десятков пунктов один, казался, важнее другого. Но никогда не было сомнений в том, какой все-таки главный. Узбекская национальная керамика - величайший бренд. Нам есть чем гордится. Но мы почему-то не делаем этого. Работы наших гончаров украшают знаменитые мировые музеи и известные частные коллекции. Они, эти великие гончары здесь, рядом с нами, в едином времени и едином пространстве. Протяни руку и прикоснись. 
Но мы не делаем этого. 
Пришло время отдавать долги мастерам, которые сохранили для нас это великое наследие. Устозы, чьи имена составили славу страны.   

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Гиждувана, Усто Алишера Нарзуллаева

Не менее важен вопрос репутации национального бренда. На протяжении многих лет поток недорогой керамики из множества ремесленных мастерских Риштана заполонил рынки России, Казахстана и сотни интернет-магазинов. Эта керамика не несет художественной ценности, не относится к какой-либо из узбекских керамических школ и имеет довольно низкое качество. Однако повсюду она анонсируется именно как "узбекская национальная керамика". Потому частенько, на мои статьи о знаменитых гончарах я получаю в сети комментарии вида: "Это, конечно красиво, но хорошо бы еще чтобы ваша керамика после первого мытья не облезала". И слезы на глазах, и за державу обидно.
Хотелось кричать на весь мир, объяснять и доказывать, какая она, настоящая узбекская керамика. Что ничего общего она не имеет с пестрым керамическим китчем, который массово вывозят из страны. 
Выставка "Легенды Узбекской керамики" призвана была собрать воедино знаменитые керамические школы Узбекистана и показать всем истинные  национальные гончарные традиции во всем их блеске и великолепии. 

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Гиждувана, Усто Алишера Нарзуллаева

Что говорить о любителях керамики за рубежом, если сегодня у нас в отечестве целые поколения не знают что есть такое узбекская керамика. Я не говорю о том, чтобы уметь разбираться в школах и стилях на уровне искусствоведов. Но отличать керамику риштанскую от гиждуванской, андижанскую от самаркандской, ургутскую от хорезмской совсем не сложно и это должен уметь каждый. Ну как минимум знать имена гончаров, наших современников, чьи работы украшают залы Эрмитажа или Музея народов Востока. 
Хорошо бы было в школьном курсе "Маънавият ва маърифат" один час отдать под тему "Узбекская национальная керамика". Такой урок вполне бы можно было провести на выставке "Легенды Узбекской керамики", что и сделали учителя многих ташкентских школ. 

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Хорезма, Одилбека Матчанова

Вопрос выбора гончаров-участников выставки не был сложным. Их, последователей классических гончарных традиций, осталось в Узбекистане считанные единицы. Сложность зачастую была прямо противоположная. Мы не могли связаться с некоторыми мастерами. Нами были задействованы все возможные и невозможные знакомства. Сами устозы помогали нам в этом, обзванивая и, зачастую, уговаривая. 
Так, в долгих поисках хорезмского мастера Одилбека Матчанова, сына великого Усто Раимберды Матчанова, выяснилось,что мастер сегодня специализируется на создании и росписи керамической плитки. На нее сейчас великий спрос. А вот посуду он делает очень редко, по причине прямо противоположной - низкий спрос и не пропорциональные работе цены. Однако при содействии наших друзей и самих гончаров их других городов, Одилбек Матчанов, нашел время, и подготовил для выставки дивной красоты коллекцию знаменитых хорезмских "бадия". 

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Хорезма, Одилбека Матчанова

К величайшему сожалению знатоков керамики и организаторов, не было на выставке самаркандского Усто Шарифа Азимова. Он приболел буквально накануне. Мы желаем ему здоровья и долгих лет творческой жизни. Не оставляем надежд увидеть его на следующей выставке. 
В процессе подготовки не удалось встретиться с Усто Рустамом Усмановым из Риштана, он был занят на выставках за пределами страны. 
В разговорах с гончарами звучали еще и еще имена старых мастеров, с которыми непременно, впредь, нужно связаться и обеспечить их участие в последующих мероприятиях.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Самарканда, Ильхома Бобомурадова

Так масштабно, наши гончары не собирались много лет. Устозы подсчитали года. Если не брать в расчет встречи в рамках больших, совместных с другими ремесленниками мероприятий, то предыдущая выставка всех гончарных школ Узбекистана состоялась в 1974 году. Ровно 40 лет назад.
Когда всплыла цифра 40, народный мастер, академик, Усто Шарофиддин Юсупов покачал головой и сказал: "Давайте, больше не ждать 40 лет". Мы от имени организаторов уверили, что так долго ждать не будем. 
Пусть не устают руки наших гончаров и не оставляет вдохновение, а мы завсегда поддержим.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Самарканда, Ильхома Бобомурадова

"Мы поддержим" - это значит только безвозмездным трудом каждого из организаторов. Без спонсорских средств поднять такую выставку было делом утопическим. Мы долго искали схему самофинансирования подобной выставки, однако ж не нашли. Во-первых, бесплатный вход на выставку гончаров был вопросом принципиальным. Во-вторых, закладывать в стоимость продаваемых работ расходы по аренде зала, рекламе и прочим многим статьям расходов, означало бы неприступность цен, а следовательно и низкие продажи.
Нас часто спрашивали, мол неужели вам под такое дело никто не предоставил зал бесплатно. Предложений было много и от музеев, и от выставочных залов. Однако же все эти залы не предполагали формата выставки-продажи. Только выставки, как культурно-массового мероприятия. В таком раскладе, был ли смысл нашим гончарам везти за сотни километров десятки килограмм хрупкой керамики, чтобы три дня она постояла на выставке, а потом вести все тем же путем обратно. Безусловно нет. Одной из задач выставки была именно реализация работ.
И вопрос "быть или не быть"  опять-таки свелся к финансам.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Риштана, Бахтиера Назирова

Мы произвели расчеты, какие работы мы можем провести без финансовых вложений, собственными силами. Поговорили со своими друзьями, на предмет, могут ли они оказать те или иные услуги по организации выставки бесплатно. Практически все нас поддержали. На одном лишь энтузиазме, вере и широте души.
И тогда наступило время обратиться к потенциальным спонсорам.
Не сказать, что нам прямо так все и отказали. Мы предоставляли проект выставки на бумаге, сопровождая рассказом и пояснениями. Во многом людям от бизнеса это было сложно представить, ибо такого никогда не было. А значимость события бумага донести не могла. 
И вот тут отозвался OIKOS – UZBEKISTAN. "Отличная идея! Мы вас поддержим." - сказали они, посмотрев проект. Мы сорвались с мест и закрутилась карусель подготовки.  С этого момента ни у кого не возникало сомнений, что у нас все получится. Так долго вынашивалась идея, так досконально был продуман каждый шаг, такие знаменитые имена были задействованы, что месяц все только и жили предстоящим событием.
По признанию организаторов, в те дни нам всем по ночам снились ляганы. Кому риштанские, кому гиждуванские, а кому андижанские или хорезмские.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Мастер из Риштана, Бахтиер  Назиров 

В самый последний момент у нас не сложилось  с каталогом выставки. Было задумано подготовить как сам каталог, так и информационные буклеты персонально для для каждого мастера. И большие плакаты с портретом, краткой информацией и названием керамической школы для каждого. У предполагаемого спонсора возникли объективные сложности. И мы оставили вопрос открытым. В конце-концов время до следующей выставки еще есть. И, как результат выставки,  есть уже перспективные предложения.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Самарканда, Дилором Мухтаровой

Когда вижу, как уносят работы мастеров, и радуюсь и печалюсь одновременно. Печаль моя от того, что не остается этой удивительной керамики в фотографиях .  Уж сколько ее ушло за эти годы. На выставках работы непременно нужно фотографировать.
Так вот с Усто Мирзобахромом Абдувахобвым. Он знает такое великое множество старинных керамических форм, что кажется вот он приедет с новой коллекцией, и я сфотографирую то, что не успела в прошлую встречу. Разворачивает он новые работы - а там все иное, такое же старинное, почти забытое. Я не успеваю фотографировать, то, что он создает. А это нужно, непременно нужно делать.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Самарканда, Дилором Мухтаровой

Особая тема - реклама выставки. На встречу с гончарами, представителями знаменитых гончарных школ, посетители должны были придти подготовленными. Керамика от мастеров - это не глиняный барашек на выставке хэндмейда, который можно едва увидев, купить. К выбору и покупке национальной керамики, являющейся произведением искусства, нужно подходить осознанно, а на встречу с мастерами отправляться, понимая значимость этих людей для культуры страны.
Должно быть с рекламой у нас все сложилось правильно, потому что сами мастера с удивлением отметили, что в большинстве, посетители выставки были  мотивированы на особый формат общения. Задавали интереснейшие вопросы, демонстрируя, зачастую, отнюдь не поверхностное знание темы. И многие приходили не просто полюбопытствовать, а с определенным намерением купить работу конкретного мастера, конкретной школы.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Бухары, Абдулвахида Карима

Информационную поддержку предстоящей выставке и мастерам оказали наши друзья и дружественные интернет-ресурсы: Культура.узНовости от НасимоваPR.UZOshxona.UzDasturxon.comПисьма о ТашкентеMasterok.uzAnhor.uzKrasota.uzAzu.uz
Печатные СМИ: Еженедельник  «На досуге» и газета «Леди»
Популярные фейсбук-сообщества X-places и Потребитель Уз

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Мастер из Бухары, Абдулвахид Карим

Изначально, нами было задумано предложить знаменитым устозам провести мастер-классы прямо в торжественном зале, посреди экспозиции. Мы не полагали тогда, насколько пронзительно красивыми будут эти моменты. Мастер-классы собирали вокруг себя десятки зрителей. Мы представляли, что звезды гончарных искусств, большие мастера, будут крутить кувшины, чаши и ляганы на глазах изумленной публики. Но мы не могли себе представить, что десятки ташкентцев от мала до велика, сядут за гончарный круг, и, направляемые большими и добрыми руками устозов, создадут свои первые невеликие гончарные творения. 
А как трогательно мастера помогали друг другу во время мастер-классов, выполняя  поочередно роли подмастерьев. Десятки фотоаппаратов, телефонов и планшетов фиксировали каждый нюанс уникальных мастер классов от звезд. Низкий поклон молодому шахрисябзкому гончару Рустаму Музаффарову и его коллегам по мастерской в Ташкенте, которые сумели привезти на два дня свой большой гончарный круг в выставочный зал.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Экспозиция мастера из Шахрисабза, Рустама Музаффарова

Составляя списки участников выставки, много спорили о самостоятельном участии молодых гончаров, наряду с маститыми мастерами. Вместе с большинством устозов приехали их сыновья и ученики, чьи работы также были представлены в экспозиции. Однако одного юного гончара все же выделили особо. Внук великого Усто Ахата Музаффарова, Рустам Музаффаров.  Он сегодня представляет шахрисабзскую школу керамики один. Год за годом Рустам ищет секреты утраченной школы своего деда. Путь его не прост.  И сегодня ему как никогда нужна  поддержка гончаров звездной плеяды, которые близко знали и  работали вместе с его знаменитым дедом. 

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Молодой мастера из Шахрисабза, Рустам Музаффаров

Выставка такого масштаба обязательно должна была иметь научно-практическую составляющую. Когда в едином времени и месте собралось столько знатоков узбекской национальной керамики, то как не состоятся курултаю. Семинар «Узбекская керамика. Вехи истории и перспективы развития» преследовал три основных цели:
- Послушать выступление аксакалов об истории керамики и известных мастерах прошлого 
- Определить круг существующих проблем 
- Попробовать найти возможные пути их разрешения
Семинар вызвал столь большой интерес, что было принято решение перенести его из закрытого конференц-зала, собственно, в центр экспозиции, и сделать его открытым для всех. В этом было много положительных моментов. Состояние дел отразилось как на ладони. А рассказы о старых мастерах прошлого просто вызывали овации посетителей.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Шахрисабза, Рустама Музаффарова

Турсунали Каримович Кузиев, человек энциклопедических знаний, неравнодушный сердцем, обладающий удивительным даром собирать вокруг себя талантливых людей.  Когда я жаловалась на неудачи, он говорил: "Возьми и сделай. Не можешь, тогда не стоит браться." И я прекращала ныть, и делала. Он не давал опускать рук. 
Тремя днями ранее, на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, от Турсунали Каримовича прозвучало неожиданное замечание. Он сказал, что наша выставка будет неполной, если мы не выставим в экспозиции работы мастеров прошлого. 
- Это ведь нужны музейные экспонаты! - сказали мы
- Да, - кивнул Кузиев.
Мы понимали, что он прав, но решения этой задачи за три оставшихся дня мы не видели. Турсунали Каримович сделал невозможное. Он за три дня помог найти подборку старинных работ из частных ташкентских коллекций. 

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Работы мастеров прошлого. Частные коллекции

Мы отвели под них центральное место в экспозиции выставки. Работы отцов и дедов действующих мастеров, участников выставки.  Они, наши устозы, тогда все подошли к старинным работам, и долго обсуждали их.  
Эта уникальная возможность прикоснуться к шедеврам национальной керамики, которой 40, 50, 100 и более лет, внесла особый тон в атмосферу выставки. Она стала более камерной и проникновенной.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Работы мастеров прошлого. Частные коллекции

Почему-то мы перестали украшать наши дома национальной керамикой. А ведь более душевных и энергетических предметов интерьера и придумать сложно. Ну не может быть модный фен-шуй теплее и ближе, чем разноцветные ляганы на стенах и терракотовые сосуды на полках.
Там, на выставке, нас часто спрашивали: 
- Столько людей, столько событий, как вы не устаете?
А мы и не уставали. Мы три дня провели в прекрасном зале, где со стен на нас смотрели сотни прекрасных ляганов. И еще тысячи глазков чаш, пиал и кубков. Теплые террактовые бочка сосудов вокруг. Одушевленные вещи, рожденные в единении земли, воды, пламени и воздуха. Рядом сами волшебники-гончары, создавшие эти чудеса.
Не уставали, нет. Казалось, наоборот, подпитывались энергетикой, царившей вокруг.

Выставка "Легенды Узбекской керамики". Организаторы: Мурат Сарсенов, Гульжамал Милибаева, Лилия Николенко, Наиба Анварходжаева

Выставка закончилась, и мы долго не могли расстаться. Говорили и говорили друг другу теплые слова. Высказывали уверенность в новой встрече. 
- Только давайте опять 40 лет ждать не будем, раньше встретимся, - сказал строго Усто Шарофиддин Юсупов.
Все смеялись. Потому что теперь встретимся вновь. Непременно встретимся.

Выставка "Легенды Узбекской керамики".  Последние минуты. Фотография на память.


Название: Хроники выставки "Легенды Узбекской керамики". Предыстория
Теги: Узбекская керамика, Узбекистан в лицах, Мастера, Выставки, Ташкент
Количество показов: 3266
Дата:  25.11.2014


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Чорсу. Бедана, лепёшки и пичак
Чорсу. Бедана, лепёшки и пичак

Кулинарный юмор

Ни что так не украсит праздничный стол, как петарда в салате Оливье!

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Выбор кастрюли для дочки
Выбор кастрюли для дочки

Кулинарные сайты

Сайт "Барашек душистый – блюда из баранины"

Все виды кулинарной обработки баранины, её особенности и рецепты

Вопросы технологии и продукты

Легенда о самаркандском плове
Легенда о самаркандском плове

Кулинарный Узнет

Мампар настоящий

Кулинарные цитаты, афоризмы

О самаркандских тандырных лепешках

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Кифта  димлама
Кифта димлама

Совет дня

Как рассчитать, сколько соли нужно в суп. Расчет прост - на литр супа пол-чайной ложки соли.

Мясо, Рыба, Птица

Говядина. Реберная часть.
Говядина. Реберная часть.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

Кулинарные ляпы

Из Польши в Узбекистан
Из Польши в Узбекистан

free counters