Керамика Аркаима

Керамика Аркаима

Керамика "Страны городов": жизнь сосуда
Куприянова Е.В.(археолог, кандидат исторических наук)

"В «Стране городов» керамическое производство носило домашний характер, т.е. отдельной касты гончаров не существовало. Керамику делали женщины каждого рода. Обучение навыкам изготовления сосудов начиналось рано – с 5–7 лет; иногда в погребениях детей на некрополях «Страны городов» находят сосуды, явно сделанные неумелыми детскими руками. 
Глина как материал применялась не только в гончарном производстве, но и в больших количествах использовалась при строительстве домов. Скорее всего, для получения глины разрабатывались местные месторождения, находящиеся в непосредственной близости от поселений. Получение глины из месторождений возможно только в теплое время года, поэтому гончары либо заготавливали глину для зимних работ и хранили в специальных местах, либо изготовление керамики носило сезонный характер. Так как в исследованных поселениях ни разу не обнаруживались хранилища глины, скорее всего в «Стране городов» бытовал второй вариант.
Полученную глину перед изготовлением сосуда специальным образом обрабатывали, смешивали с различными добавками органического и неорганического происхождения. Основными добавками были шамот (измельченная керамическая крошка) и дресва тальковая (измельченная тальковая порода), реже добавляли органику и песок (Гутков, 1995). Состав теста керамики «Страны городов» очень разнообразен. Возможно, здесь сказалось влияние контактов с соседними племенами, перенятие у них некоторых традиций, но, с другой стороны, это говорит ио том, что древние мастера хорошо знали свойства глины и добавок к ней (добавки могли влиять на качество получаемой продукции – снижать или повышать прочность, пористость, огнеупорность черепка и т.д.). Глина различного состава была необходима для изготовления разной по назначению посуды – кухонной, столовой, ритуальной.
После приготовления теста приступали к изготовлению сосуда. Аркаимские гончары не знали гончарного круга. Сосуды формовались либо скульптурной лепкой, либо изготовлением на форме-основе, которой чаще всего служил другой сосуд. Сосуд-основу покрывали тканью или посыпали песком для облегчения снятия изготовленного сосуда. Часто внутри горшков встречаются отпечатки ткани, служившей прокладкой между сосудами. 
После изготовления сосуда и обработки его внутренней и внешней поверхности, приступали к нанесению орнамента. Орнамент синташтинских горшков, часто крупный и рельефный, наносился различными инструментами – орнаментирами (это могли быть специально изготовленные орудия из кости, камня, дерева или обычные предметы – щепочка, раковина, косточка и пр.). Иногда орудия, которыми наносился орнамент, встречаются археологами в погребениях синташтинских некрополей. Орнаментация горшка была очень важным процессом. Орнамент не мог наноситься произвольно, он заключал в себе важный смысл. Каждый элемент орнамента имел свое значение, и, комбинируя элементы, человек наносил на сосуд определенную информацию. Можно сказать, что орнамент являлся душой горшка, и, нанося его, гончар одушевлял свое творение. 
Заключительными стадиями изготовления сосуда были его сушка и обжиг. Судя по качеству обжига аркаимских сосудов, их обжигали как в печи, так и в костре. Часто при сушке и обжиге возникали различные дефекты – трещины, отслоения кусков и т.п. Опытным путем археологами было установлено, что горшки с дефектами также использовались в хозяйстве (после того, как в сосуде с трещиной несколько раз приготавливали пищу, трещина затягивалась, забивалась нагаром, частицами пищи, и сосуд переставал протекать).
Иногда сосуды с дефектами, как и те, которые растрескивались в процессе эксплуатации, чинили. Часто на поселениях и в могильниках находят сосуды с бронзовыми скрепками, с глиняными заплатами.
Глиняные сосуды имели разное предназначение в зависимости от формы, размера и внешнего вида. По размерам керамика «Страны городов» делится на две группы: небольшие сосуды, объемом до 7 л, и крупные сосуды, объемом от 8 до 50 л. Мелкие сосуды играли, очевидно, роль столовой посуды, из них ели, пили, но в них не готовили, т.к. на поселениях в таких горшках нет пригара. Крупные сосуды служили для хранения продуктов и воды, а также были основной кухонной посудой для приготовления пищи. На могильниках сосуды ставили рядом с погребенным. В сосудах оставляли пищу и воду, предназначенную умершим.
Часто в могилы ставили сосуды, имеющие дефекты – трещины, сколы. Дело в том, что починка все же не могла надолго продлить жизнь сосудам, рано или поздно они все равно ломались, и коль скоро было необходимо оставлять сосуды в могилах, видимо, предпочитали таким образом избавляться в первую очередь от ломаной посуды. Это согласовалось вероятно и с представлениями древних о том, что мертвого человека на тот свет должны сопровождать и мертвые вещи (Зданович Д., 1991.). В этнографии известны случаи, когда помещаемые в могилу вещи специально перед тем ломали. У славян в древности имел распространение обычай разбивать посуду на могиле после поминальной трапезы (Сумцов, 1996. С. 186). В могильниках «Страны городов» также часто находятся ломаные вещи – гнутые, с отбитыми частями.
На поселениях сосуды продолжали функционировать до тех пор, пока не разбивались, после чего из некоторых черепков изготавливались методом подрабатывания краев и просверливания отверстий различные предметы быта – пряслица, грузила и пр. Часть черепков перерабатывалась в шамот, и таким образом они продолжали частично существовать в других сосудах.
Помещенные в могилу горшки археологи часто находят целыми, если могила не подвергалась ограблению. Ограбление могил в древности, скорее всего, носило ритуальный характер и преследовало не меркантильные цели. В грабленных могилах большинство сосудов оказываются разбитыми, и иногда создается впечатление, что это делалось намеренно. Очевидно, битье горшков являлось частью ритуала ограбления могилы. Черепки от одного горшка оказываются разбросанными по разным частям погребальной камеры, иногда обнаруживаются большие скопления перемешанных осколков от разных сосудов. Нельзя так разбить горшок, задев его случайно. Бывает, что при реставрации керамики археологи не обнаруживают части сосудов, которые были унесены грабителями или просто выброшены из могилы.
Сосуды, помещаемые в могилу, являлись участниками погребального обряда, что имело глубокий символический смысл. Горшки занимали определенное положение относительно умершего, обычно в головах, но иногда и у ног или напротив груди. Встречаются сосуды, занимающие нетрадиционное положение – перевернутые вверх дном, поставленные друг на друга и пр. Смысл этих манипуляций с керамикой сейчас трудно установить, но несомненно, они значили много для людей той эпохи.
Многие сосуды, найденные и отреставрированные археологами, и сейчас продолжают свое существование. Так археологи продлевают жизнь предметам, являющимся немыми свидетелями жизни ушедших народов. Раскрыть хранимые ими тайны – важнейшая задача археологических исследований."

Источник arkaim74.ru


Теги: 
Начало активности (дата): 15.02.2013
Количество показов: 1894

Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Мой Самарканд. Сиаб. Лепешки и чакка
Мой Самарканд. Сиаб. Лепешки и чакка

Кулинарный юмор

По итогам общеукраинского референдума спирт этиловый переводится в разряд биологически активных добавок.

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Лялька, блинница, блины
Лялька, блинница, блины

Кулинарные сайты

Башкирская Кухня

Коллекция рецептов национальной башкирской кухни. Есть рецепты и на башкирском языке.

Вопросы технологии и продукты

Что приготовить из куриных шей?
Что приготовить из куриных шей?

Кулинарные цитаты, афоризмы

Сыроедение по-индейски

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Тушеные говяжьи ребра
Тушеные говяжьи ребра

Совет дня

Для того, чтобы цветная капуста не потемнела и сохранила красивый белый цвет, нужно добавить в воду в момент закипания немного сахара.

Мясо, Рыба, Птица

Плечо барана
Плечо барана

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters