Впервые в Узбекистане: Уроки правильного питания

Как-то раз, от  Ассоциации Поваров Узбекистана, довелось посетить детский  костно-туберкулезный санатрий. Мы стояли тогда с  нашими знаменитыми поварами, смотрели на  больных детей, и говорили о том, что большая  часть этих детишек  получили свои заболевания исключительно от того, что  питание их неполноценно.  О том, что не получают они через еду многих необходимых детскому организму веществ.  И еще говорили, что нужно учить родителей и детей правилам здорового детского питания.  
Тогда и представить себе было сложно, что в наших школах может появиться такой жизненно необходимый, такой исключительно важный предмет, как Основы Здорового Питания. 

Невероятно, но этот день настал! 
«…приглашаем Вас принять участие в пресс-конференции, посвященной запуску образовательной программы для детей «Уроки правильного питания». Программа разработана совместно Министерством Народного образования РУз и СП Nestlé Uzbekistan. «Уроки правильного питания» — уникальная образовательная программа для детей, основная цель которой — формирование культуры питания как составляющей здорового образа жизни…» - прочитала я в своих сообщениях. 

Отправляясь на пресс-конференцию в большой ташкентский бизнес-центр, я еще не знала насколько  все серьезно и масштабно. Сюрпризы начались еще перед входом в конференц-зал.  
Я ожидала увидеть знакомые лица коллег журналистов и блоггеров.  Но не тут-то было!
- Здравствуйте! Здравствуйте! – сыпалось со всех сторон.  – И вы тоже здесь?
Огромный конференц-зал заполняли отнюдь не журналисты.  Я  уже начинала чувствовать себя на городском Методсовете, потому что аудиторию пресс-конференции составляли ведущие ташкентские учителя и методисты начального образования. Я немало лет работаю с  Ташкентским Городским Институтом Повышения Квалификации Учителей, и мне ли не знать этих гуру отечественной педагогики, пришедших на пресс-конференцию.  


Пока десятки учителей заполняли   зал, я попросила у организаторов разрешения ознакомиться с документами  презентуемой программы. И удивлению моему не было предела! Там было то, о чем мечталось, о чем мы так много говорили с ведущими узбекскими поварами. У меня в руках была самая настоящая программа «Уроки правильного питания» для детей начальных классов.  Там было все как положено в  школьной программе:  учебник для ребенка и сборник поурочных планов для учителя. 


Это означало, что наступил тот самый момент, когда школы Узбекистана готовы  присоединиться к  глобальной программе «Здоровые дети»( Healthy Kids), проводимой  компанией  Nestlé  в 250 странах мира.  Сегодня в Узбекистане начинается первый этап этой программы. Министерство  Народного Образования Узбекистана и компания Nestlé  Uzbekistan стартуют пилотный проект «Уроки здорового питания» для 22 школ Ташкента и 10 школ Намангана.

Ведущие специалисты Министерства  Образования, опираясь на опыт стран, эффективно действующих по программе «Здоровые Дети», учитывая особенности нашего региона, средний уровень доходов населения, местную культуру питания и местные продукты, совместно с сотрудниками программы Healthy Kids разработали  уникальную программу для школ Узбекистана. 



Здесь бы мне, конечно, рассказать, что сказали о программе руководство компании Нестле, руководители департаментов Министерства Образования,  что рассказал руководитель аналогичной программы в России, и как мы смотрели фильм о российской программе… Там было все невероятно интересно. Там все огромные молодцы.  Рассказали все толково и подробно, ответили на огромное количество вопросов. Я расскажу об этом…

Но мне не терпится показать самое главное: суть, содержание и форму программы. 
Итак, каждый работник образования, знает, что есть составляющие учебной программы: 
Программа по предмету с указанием разделов, тем, общих целей и задач, количества часов. 
Календарно-тематический план – перечень тем урока с указанием целей урока и дат их проведения.
Поурочные планы учителя  представляющие собой развернутые сценарии урока
Учебник для ребенка
Рабочая тетрадь

Разработчики программы "Уроки здорового питания" подготовили для 6000 детей большой красочный учебник, совмещенный с рабочей тетрадью.
Параллельно с учебником подготовлено методическое пособие для учителя, в котором подробно прописан сценарий каждого из уроков, включая домашние задания, инструкции по организации работы с рабочей тетрадью и информационные разделы с подробным изложением теоретического материала.


17 веселых интерактивных уроков ждут малышей из 32 школ Узбекистана:


17 занимательных историй для учеников, 17 комплектов веселых заданий, 17 сценариев урока, 17 информационных статей для учителя. 
Каждому уроку в детском учебнике соответствует подробно изложенный план урока, дополненный качественным теоретическим материалом:


Учебный материал построен в форме интерактивных историй и диалогов, в которых шесть главных героев обсуждают жизненные ситуации, связанные с продуктами, питанием, режимом и здоровьем

  

Во время урока, детям предлагается разыграть сценки из книги и обсудить суть диалогов. Каждый диалог построен очень взвешенно и продуманно. К примеру, в разговоре о том, что питание должно быть разнообразным, девочка Чакконой говорит фразу "Теперь буду все время просить маму, чтобы она мне готовила разную еду". Здесь имеет место воздействие на родителей через ребенка. Малыш, получивший подобный урок культуры питания, уже сам сможет давать родителям советы о том, как его следует правильно кормить. Попробует пусть родитель  такому грамотею три дня подряд на ужин подавать супчик из пакетиков, а на завтрак унылый бутерброд:


Каждый урок в учебнике сопровождается особым интересным заданием, которое ребенок выполняет, прямо на рабочих страницах.


Задания разработаны таким образом, чтобы вызвать интерес у ребенка. Они личностно-ориентированы и построены на принципах межпредметной связи:


В заданиях для детей много воспитательных моментов, которые стоило бы посмотреть и некоторым родителям. Вот так увидит ребенок папу, жующего бутерброд за компьютером, и скажет: "Папа, не стоит есть за компьютером! Так твоему организму трудно переваривать пищу. Да и не гигиенично это!"


Много внимания в курсе уделяется режиму питания, как важнейшему фактору правильного обмена веществ. Ребенок уже будет знать, почему "сухомятка"  - это плохо, и чем правильно "перекусить", если есть захочется во внеурочное время. Так что, если родители попросят ребенка подождать до ужина, то ребенок вполне обосновано может им рассказать, что им стоит дать ребенку яблочко или стакан сока. И не заставлять терпеть голод.


Очень хороши в учебнике темы о видах еды, их времени, назначении и воздействии на организм ребенка:


Материал нового учебника нацелен не на заучивание основных правил культуры питания, а на их "ненасильственное"восприятие, исходя из личного опыта и предпочтений:


Особо стоит отметить целевые установки формата изложения материала, стимулирующие ребенка  логически мыслить и систематизировать виды продуктов по их назначению и применению из соображений полезности:


Классическая кулинарная аналитика. Синтез и анализ. Умение увидеть компоненты продуктов, для того чтобы понять что несет данное блюдо организму, каково его место в меню: 


Подобное умение формируется у человека достаточно поздно. Тогда, когда уже появляются проблемы с избыточным весом или здоровьем. Дети же из пилотного проекта будут знать азбуку здорового питания в раннем возрасте, и сумеют предотвратить множество возможных жизненных проблем. 

Немалое место в курсе уделяется общепринятому этикету за столом. Уже просто хочется видеть и слышать, как малыши будут учиь родителей правильно держать вилку и не лазать своей ложкой в общий салат:


Придется теперь родителям этих детей сервировать домашний ужин по всем правилам. А то ведь спросит вас ребенок: "Мама ,а почему ты мне для котлетки ножик не дала? Как же я буду ее есть? Одной вилкой что ли?"


Очень притягателен в учебнике национальный колорит как в еде, так и в этикете. По учебнику ребенок постигает не только общепринятые правила питания и поведения, но и изучает традиции и ритуалы узбекского народа, связанные с принятием пищи:


Очень качественный, яркий акцент сделан в книге на Узбекской национальной кухне. Здесь много рассказов о различных узбекских блюдах, продуктах, их составляющих, полезности и калорийности.  Особенно дорого то, что эта часть материала написана с большой любовью и глубоким знанием кулинарных традиций.


На фоне чудесной россыпи узбекских горячих блюд в книге происходят диалоги между детьми о перекусах пирожком с лимонадом(здесь лимонад имеет смысл заменить парой-тройкой популярных газированных напитков). Это яркий пример не директивного, а понятийного и не насильственного обучения:


Теперь у нас с вами есть уникальная возможность заглянуть в ту часть учебного процесса, которую ни дети, ни их родители никогда не видят. В лабораторию учителя, готовящего урок. Буквально проникнем в святая-святых учительской кухни.
Откроем учительскую методичку и заглянем в учительский конспект.


По каждому уроку у учителя есть подробный план-сценарий, в котором описывается, что, для чего и в какой момент урока нужно делать.
Что и когда рассказать, какие вопросы задать, на какую мысль навести, к какому выводу подвести, как распределить роли, как играть, как контролировать игру, как закрепить полученное знание, как проверить выполнение задания, что задать на дом. В общем все-все  подробно.


Вот, к примеру описание игры в пищевую пирамиду, о которой речь шла выше в контексте "для ребенка":


Здесь возникает закономерный вопрос. Курс для детей будут вести учителя начальных классов. Но ведь они не специалисты в медицине, диетологии, этикете, спорте, кулинарии и национальных традициях? Как и где они будут брать материал для работы с детьми? Как будут отвечать на многочисленные детские вопросы?

И об это позаботились разработчики курса "Уроки здорового питания". К каждому плану урока, для учителя предлагается подробная информационная справка. Добротный материал, содержанием выходящий далеко за рамки объясняемых детям вещей: 


Подробно даны все теоретические выкладки по основам здорового питания с пояснениями, написанными простым, доступным языком :


Большой раздел информационных справок для учителя посвящен традициям узбекского народа, связанным с гостеприимством и едой. Этот материал представляет интерес не только для ребенка, но и для взрослого человека
Выдержки:

...
...
...
...

К уроку "Спорт-залог" здоровья, для учителя прилагаются подробные рассказы о популярных в Узбекистане видах спорта. К примеру, фрагмент, посвященный борьбе кураш: 


Остается только позавидовать тем шести тысячам ребятишек, которые уже в этом году начнут играючи постигать основы этого уникального курса. Очень хотелось бы, чтобы программа "Уроки здорового питания" вовлекла в процесс ликвидации пищевой безграмотности не только детей и учителей, но и в большой степени родителей. Большим подспорьем для классных руководителей стали бы разработки специалистами аналогичных программ родительских собраний. В пояснительной записке к методическому пособию для учителей, выделен абзац-напоминание учителю, что именно в активном сотрудничестве с родителями, программа даст наивысший результат: 


Вот такой прекрасный подарок детям подготовили совместно Министерство Народного Образования Узбекистана и компания Нестле в Узбекистане.  Рады ли нововведению учителя? Настоящий профессионал, творческий, мыслящий современно учитель несомненно воспримет и поддержит идею. Не случайно первыми веси уроки здоровья будут лучшие из лучших педагогов начальных классов в Узбекистане.

Для того, чтобы поддержать учителей-новаторов, в пресс-конференции в Ташкенте приняла участие координатор программы "Здоровые дети" компании Нестле", специалист Института возрастной физиологии Российской Академии Наук, Александра Макеева. Он рассказала об опыте работы российского направления проекта "Здоровые дети", продемонстрировала видеорепортаж об уроках здоровья, ответила на вопросы наших учителей.

 

Со стороны Министерства Народного Образования Республики Узбекистан программу "Уроки правильного питания" координирует заместитель начальника  управления начальным образованием МНО.
Один из разработчиков программы - ведущий специалист в области детского питания МНО Абдурашид Содиков.


На вопрос журналистов - "Почему вопрос школьного образования стал сферой ваших интересов?", генеральный директор СП «Нестле Узбекистан» Филипп  Горбунов ответил: "Это концепция компании Нестле. Недостаточно создавать ценности для акционеров, нужно создавать ценности для общества"


Очень хочется надеяться на долгую жизнь и высокую эффективность программы. Хочется, чтобы она  затронула  все сферы жизни ребенка. Чтобы особое направление программы коснулось и деятельности школьных столовых, где сегодня, как говорят дети, "Рулит Фастфуд".
Чтобы меньше стало детей с хроническими заболеваниями, спровоцированными неправильным питанием на протяжении всего периода взросления. 
Большой тандем государственного органа управления образованием и одного из ведущих производителей на рынке производства продуктов питания в Узбекистане - это мощный момент соприкосновения интересов.  Взаимодействие, должное привести со временем к качественным изменениям в культуре питания, при несомненном и бережном сохранении великих кулинарных традиций. 

Мы будем пристально следить за работой программы и обязательно рассказывать о результатах.
Итак, "Уроки правильного питания" начинаются! Старт дан!












Картинка для анонса: 
Количество показов: 6486
Дата первого показа: 2014-02-12 10:32:33



Поиск по Тегам   Поиск по словам   Весь раздел "Технологии и продукты"

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:

Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?  
Гулиа Валиева
Я в восхищении от такой программы. Мне нравятся слова ген.директора СП «Нестле Узбекистан» Филиппа Горбунова: "Это концепция компании Нестле. Недостаточно создавать ценности для акционеров, нужно создавать ценности для общества".

Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Сурхандарьинская кухня. Быктырма
Сурхандарьинская кухня. Быктырма

Кулинарный юмор

Жена поставила перед мужем тарелку с супом. Вид у супа был непривлекательный, запах еще хуже. Муж не решается зачерпнуть первую ложку. Видит - перед собакой тоже стоит миска с супом. И та тоже не ест...
Жена оценила ситуацию и говорит, обращаясь к супругу:
- Я согласна, суп ей тоже не нравится; но это же собака, ее невозможно уговорить!

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Маржон Тог - молочные реки из Джизака
Маржон Тог - молочные реки из Джизака

Кулинарные сайты

"Дундук-кулинар" - сборник авторских рецептов.

Рецепты приготовления различных блюд, фотоинструкции. Очерки о кулинарии и на вольную тему.

Вопросы технологии и продукты

Джамбул
Джамбул

Ремесла, искусство, традиции

Усто Шарофиддин Юсупов. Росчерк на касе
Усто Шарофиддин Юсупов. Росчерк на касе

Кулинарный Узнет

Кўза шурва

Кулинарные цитаты, афоризмы

О супе

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Баклажаны замачивают в соленой воде перед жаркой не только для того, чтобы избавить их от легкой горечи. Это нужно для того, чтобы их мякоть "уплотнилась" и впитывала меньше масла.

Мясо, Рыба, Птица

Говядина. Реберная часть.
Говядина. Реберная часть.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

Кулинарные ляпы

Ням-ням
Ням-ням

free counters