Катта Лангар. Путь просветления. Зиёрат

Катта Лангар. Путь просветления. Зиёрат Гиссары. Зарафшанские горы. Далекий кишлак Катта Лангар, история которого корнями уходит в далекий 15-й век.
Высоко на одиноком холме, обдуваемый всеми ветрами и палимый солнцем стоит мазар-усыпальница великого суфия Мухаммада Садыка.

 

Предание и быль. Учитель суфиев Мухаммад Садык.

Суфизм – удивительное явление в Исламе. Аскетичные, погруженные в себя суфии казались людьми загадочными и мистическими. А мистики в том не было. Был путь самосовершенствования через очищение души. Было достижение состояния просветления через отрешение от материальных благ, веру в Бога и благочестие. Суфийские практики ведут человека к открытию «духовного зрения». На высшей ступени этого пути - развитие сверхсознания, понимание внутренней сути всех вещей, и как вершина священного пути– слияние сознания с «божественной сущностью»

Суфизму нельзя научиться устным или письменным словом. Суфизм можно только воспринять, живя рядом с великим учителем-суфием. Путь к просветлению идет строго через соблюдение правил , через слова священных текстов, наблюдение, беседы с учителем и обретение рядом с учителем особого душевного состояния. В этот путь и отправился много веков назад, чистый сердцем юноша, Мухаммад Садык.

Мухаммад Садык был сыном суфия и внуком суфия.  Воспитываясь в духовной среде, в философских беседах и молитвах, он в ранней юности достиг просветления.
- У него сердце было чистое. Он был такой… В сердце был только бог! – сказал нам старейшина кишлака Катта Лангар.

Легенда гласит, что Мухаммад Садык был принят в ученики к одному из знаменитых суфиев. И очень быстро постиг он внутреннюю суть вещей и в силе веры своей достиг совершенства.
Как то раз, взял юный Мухаммад Садык кумган для омовения. Сел в тени, и прижал кумган к себе, чтобы согреть своим теплом воду для учителя. Стал ждать время молитвы и заснул. Проснулся он от того, что кумган обжег его. Вода в кумгане вскипела в его объятьях.
Он пришел к учителю и показал кумган с кипящей водой.
- Что это значит?- спросил он
- Это значит, что ты постиг истину, и отмечен Богом. Мне больше нечему научить тебя. Двум таким суфиям, как ты и я нечего делать вместе. У тебя теперь свой путь. Садись на белого верблюда и отправляйся в путь. Где опустится на землю уставший верблюд, там и остановись. Там ты будешь нести свет веры людям.

И сел Мухаммад Садык на белого верблюда и отправился в путь. Долго шел он через пустыни и горы. Наконец, лег верблюд на землю. И решил великий суфий, что в этом горном ущелье и должен он вершить свою миссию, и сотворил молитву. Но на третий день верблюд встал и отправился дальше. Так опускался верблюд на землю несколько раз.
И остановился белый верблюд в самом конце горного ущелья, на высоком холме. И лег верблюд на землю и уже больше не поднялся.
Так и стало это место обителью суфия Мухаммада Садыка. И много лет, сюда приходили со всех мест ученики, чтобы постичь истину рядом с Учителем.  И сами становились учителями, и к  ним приходили новые ученики. Шли века. Всех суфиев обители Лангар хоронили рядом с первым учителем – Мухаммад Садыком, на высоком одиноком холме. Над могилой Мухаммада Садыка жители Лангара построили мазар. И вот уже много веков этот зиёрат, поминальный комплекс, - место паломничество мусульман.
Комплекс представляет собой величественный Мазар-усыпальницу, окруженный кладбищем, где покоятся многие сотни суфиев.

В самом начале своего пути ,суфий Мухаммад Садык организовал строительство мечети в Катта Лангаре. По его задумке, мечеть должна была объединить жителей всех окрестных кишлаков и упрочить их веру и благочестие.

Эта легенда - одна из версий появления Мухаммада Садыка в Лангаре. Абсолютно достоверным является деятельность великого суфия в Лангаре, образованная им обитель суфиев, место его захоронения и строительство под его руководством Катталангарской мечети.

До сих пор жители нескольких кишлаков в этом отдаленном горном ущелье утверждают, что каждый из кишлаков появлялся там, где ложился на землю белый верблюд великого суфия.

Паломничество в Катта Лангаре принято начинать с молитвы в старинной мечети на высокой горе. С горы вниз ведет узкая горная тропка. Мы спускаемся по ней к подножию горы.
 
 

И перед нами открывается путь к Мазару Мухаммада Садыка. Дорога ведет на новый высокий холм. Склоны этого холма хранят прах многих суфиев

 

С середины пути к зиёрату открывается удивительный вид на Катта Лангар и старую мечеть. Различима и тропинка, по которой мы прошли.

 

На вершине холма, к мазару ведет освещенная ухоженная дорожка. По обоим её сторонам– суфийские могилы под сбросившими листву невысокими деревьями.

 

В здание мазара мы входим через старинные двери с дивной резьбой


 

Резьба внутренних дверей усыпальницы покрыта цветной росписью.



Тончайшая роспись стен и купола выполнена в старинной арабской технике.
 


Хорошо освещенная внутренняя часть мазара создает ощущение величественности и умиротворения.

Особо значим шпиль на куполе мазара. Обратите внимание, на шпиле, под пикой четыре шарообразных детали. В них глубочайший смысл. Такой шпиль ставят только в месте упокоения великого суфия, достигшего вершины пути веры, познания и самосовершенствования.

 

Каждый шар – это одна из ступеней просветления:
Первая из них —  шариат,  изучение заветов и ревностное их исполнение. Только строго соблюдение законов позволит будущему суфию, развить в себе способность познания мира, как материального воплощения божественного.
Вторая ступень — тарикат, истое стремление к совершенству, посвящение всего себя  служению этой цели.

Третья ступень – маарифат, сверхчувственное постижение единства Вселенной в Боге, познание духом и сердцем совершенства, понятий добра и зла

Четвертая ступень — хакикат, постижение высшей истины.  Слияние сознанием с Богом. Это саморастворение в божественном. Высшая точка пути и совершенства.

Насладившись видом удивительного места, мы отправляемся в маленькую комнатку у входа в комплекс. И мы не знаем что нас там ожидает. И в мыслях не было, что увидим. Потому что раньше она хранилась внутри усыпальницы и показывали её только избранным. Теперь можно совершить молитву рядом со священным предметом, или просто посидеть рядом, на цветастых курпачах.

На этом повествование о  чудесах, легендах и загадках Лангара в Зарафшанских горах не заканчивается. Есть еще великие реликвии, нашедшие приют в горном Лангаре.

Начало:
Дорога в Катта Лангар.
Катта Лангар. Там, где не властно время. Старая мечеть.

Продолжение:
Катта Лангар. Хранилище Священных страниц
Зарафшанские горы. Лангар Ота. Таинственный артефакт.
Зарафшанские горы. Лангар Ота. Двор и тандыр
Катта Лангар. Свадьба и невиданная рыбка
Зарафшанские горы. Лангар Ота. Мечеть и ханака. 
Прощание с Лангаром. Дастархан. 


Количество показов: 4912
Дата создания: 16.11.2010 21:15:55


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Оксана
В нашей православной вере суфии называются монахами. Это люди, отрекшиеся от земных благ и посвятившие себя Богу. Говорят, только на молитвах святых держится пока Земля... И только я подумала, что не каждому дано стать монахом или суфием, как тут же нашла отражение своих мыслей в ваших словах. Это впитывается с рождения от родителей (и не в одном поколении!), ведущих благочестивый духовный образ жизни.
Праздник Курбан Хаит - праздник жертвоприношения, который отмечают сейчас все мусульмане, тоже имеет свое отражение и в нашей Библии. Что лишний раз подтверждает общее начало в едином Боге различных вероисповеданий. Мы как раз недавно совершали паломничества по своим святым местам Украины. Очень интересно наблюдать теперь за вашим паломничеством по вашим святым местам. Я вижу много общего.
Очень интересные ваши путешествия! Спасибо, Лилия, что делитесь с нами! :)
Лилия Николенко
Цитата
Оксана пишет:
Очень интересные ваши путешествия! Спасибо, Лилия, что делитесь с нами! smile:)

Спасибо!
nirbiti
Красивые, удивительные места. Спасибо Вам, что видите всё это, спасибо, что делитесь с нами. Думала, очередной сайт про еду для домохозяек:).. а у вас еда - не сама по себе, а как часть чего-то удивительно глубокого, жизни, истории. Очень интересный сайт. Спасибо:)

Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

- Ну все, еще по рюмочке и спать. Завтра вставать рано.
- Зачем? Завтра воскресенье.
- Воду пить.

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Узбекские ходунки
Узбекские ходунки

Кулинарные сайты

Кулинария на say7.info

Большое количество занятных, прекрасно прописанных рецептов.

Вопросы технологии и продукты

Патыр-печенье
Патыр-печенье

Кулинарные цитаты, афоризмы

Про горох

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Никогда не покупайте молотую кинзу. Она бесполезна и не хранится. Вернее хранится, но уже не имеет никакого аромата. Растирать кинзу нужно непосредственно перед употреблением. В зернах она хранится не больше года.

Мясо, Рыба, Птица

Легкие барана
Легкие барана

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

Кулинарные ляпы

Кто такой Абажорка?
Кто такой Абажорка?

free counters