Катта Лангар. Путь просветления. Зиёрат

Катта Лангар. Путь просветления. Зиёрат Гиссары. Зарафшанские горы. Далекий кишлак Катта Лангар, история которого корнями уходит в далекий 15-й век.
Высоко на одиноком холме, обдуваемый всеми ветрами и палимый солнцем стоит мазар-усыпальница великого суфия Мухаммада Садыка.

 

Предание и быль. Учитель суфиев Мухаммад Садык.

Суфизм – удивительное явление в Исламе. Аскетичные, погруженные в себя суфии казались людьми загадочными и мистическими. А мистики в том не было. Был путь самосовершенствования через очищение души. Было достижение состояния просветления через отрешение от материальных благ, веру в Бога и благочестие. Суфийские практики ведут человека к открытию «духовного зрения». На высшей ступени этого пути - развитие сверхсознания, понимание внутренней сути всех вещей, и как вершина священного пути– слияние сознания с «божественной сущностью»

Суфизму нельзя научиться устным или письменным словом. Суфизм можно только воспринять, живя рядом с великим учителем-суфием. Путь к просветлению идет строго через соблюдение правил , через слова священных текстов, наблюдение, беседы с учителем и обретение рядом с учителем особого душевного состояния. В этот путь и отправился много веков назад, чистый сердцем юноша, Мухаммад Садык.

Мухаммад Садык был сыном суфия и внуком суфия.  Воспитываясь в духовной среде, в философских беседах и молитвах, он в ранней юности достиг просветления.
- У него сердце было чистое. Он был такой… В сердце был только бог! – сказал нам старейшина кишлака Катта Лангар.

Легенда гласит, что Мухаммад Садык был принят в ученики к одному из знаменитых суфиев. И очень быстро постиг он внутреннюю суть вещей и в силе веры своей достиг совершенства.
Как то раз, взял юный Мухаммад Садык кумган для омовения. Сел в тени, и прижал кумган к себе, чтобы согреть своим теплом воду для учителя. Стал ждать время молитвы и заснул. Проснулся он от того, что кумган обжег его. Вода в кумгане вскипела в его объятьях.
Он пришел к учителю и показал кумган с кипящей водой.
- Что это значит?- спросил он
- Это значит, что ты постиг истину, и отмечен Богом. Мне больше нечему научить тебя. Двум таким суфиям, как ты и я нечего делать вместе. У тебя теперь свой путь. Садись на белого верблюда и отправляйся в путь. Где опустится на землю уставший верблюд, там и остановись. Там ты будешь нести свет веры людям.

И сел Мухаммад Садык на белого верблюда и отправился в путь. Долго шел он через пустыни и горы. Наконец, лег верблюд на землю. И решил великий суфий, что в этом горном ущелье и должен он вершить свою миссию, и сотворил молитву. Но на третий день верблюд встал и отправился дальше. Так опускался верблюд на землю несколько раз.
И остановился белый верблюд в самом конце горного ущелья, на высоком холме. И лег верблюд на землю и уже больше не поднялся.
Так и стало это место обителью суфия Мухаммада Садыка. И много лет, сюда приходили со всех мест ученики, чтобы постичь истину рядом с Учителем.  И сами становились учителями, и к  ним приходили новые ученики. Шли века. Всех суфиев обители Лангар хоронили рядом с первым учителем – Мухаммад Садыком, на высоком одиноком холме. Над могилой Мухаммада Садыка жители Лангара построили мазар. И вот уже много веков этот зиёрат, поминальный комплекс, - место паломничество мусульман.
Комплекс представляет собой величественный Мазар-усыпальницу, окруженный кладбищем, где покоятся многие сотни суфиев.

В самом начале своего пути ,суфий Мухаммад Садык организовал строительство мечети в Катта Лангаре. По его задумке, мечеть должна была объединить жителей всех окрестных кишлаков и упрочить их веру и благочестие.

Эта легенда - одна из версий появления Мухаммада Садыка в Лангаре. Абсолютно достоверным является деятельность великого суфия в Лангаре, образованная им обитель суфиев, место его захоронения и строительство под его руководством Катталангарской мечети.

До сих пор жители нескольких кишлаков в этом отдаленном горном ущелье утверждают, что каждый из кишлаков появлялся там, где ложился на землю белый верблюд великого суфия.

Паломничество в Катта Лангаре принято начинать с молитвы в старинной мечети на высокой горе. С горы вниз ведет узкая горная тропка. Мы спускаемся по ней к подножию горы.
 
 

И перед нами открывается путь к Мазару Мухаммада Садыка. Дорога ведет на новый высокий холм. Склоны этого холма хранят прах многих суфиев

 

С середины пути к зиёрату открывается удивительный вид на Катта Лангар и старую мечеть. Различима и тропинка, по которой мы прошли.

 

На вершине холма, к мазару ведет освещенная ухоженная дорожка. По обоим её сторонам– суфийские могилы под сбросившими листву невысокими деревьями.

 

В здание мазара мы входим через старинные двери с дивной резьбой


 

Резьба внутренних дверей усыпальницы покрыта цветной росписью.



Тончайшая роспись стен и купола выполнена в старинной арабской технике.
 


Хорошо освещенная внутренняя часть мазара создает ощущение величественности и умиротворения.

Особо значим шпиль на куполе мазара. Обратите внимание, на шпиле, под пикой четыре шарообразных детали. В них глубочайший смысл. Такой шпиль ставят только в месте упокоения великого суфия, достигшего вершины пути веры, познания и самосовершенствования.

 

Каждый шар – это одна из ступеней просветления:
Первая из них —  шариат,  изучение заветов и ревностное их исполнение. Только строго соблюдение законов позволит будущему суфию, развить в себе способность познания мира, как материального воплощения божественного.
Вторая ступень — тарикат, истое стремление к совершенству, посвящение всего себя  служению этой цели.

Третья ступень – маарифат, сверхчувственное постижение единства Вселенной в Боге, познание духом и сердцем совершенства, понятий добра и зла

Четвертая ступень — хакикат, постижение высшей истины.  Слияние сознанием с Богом. Это саморастворение в божественном. Высшая точка пути и совершенства.

Насладившись видом удивительного места, мы отправляемся в маленькую комнатку у входа в комплекс. И мы не знаем что нас там ожидает. И в мыслях не было, что увидим. Потому что раньше она хранилась внутри усыпальницы и показывали её только избранным. Теперь можно совершить молитву рядом со священным предметом, или просто посидеть рядом, на цветастых курпачах.

На этом повествование о  чудесах, легендах и загадках Лангара в Зарафшанских горах не заканчивается. Есть еще великие реликвии, нашедшие приют в горном Лангаре.

Начало:
Дорога в Катта Лангар.
Катта Лангар. Там, где не властно время. Старая мечеть.

Продолжение:
Катта Лангар. Хранилище Священных страниц
Зарафшанские горы. Лангар Ота. Таинственный артефакт.
Зарафшанские горы. Лангар Ота. Двор и тандыр
Катта Лангар. Свадьба и невиданная рыбка
Зарафшанские горы. Лангар Ота. Мечеть и ханака. 
Прощание с Лангаром. Дастархан. 


Количество показов: 5029
Дата создания: 16.11.2010 21:15:55


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Оксана
В нашей православной вере суфии называются монахами. Это люди, отрекшиеся от земных благ и посвятившие себя Богу. Говорят, только на молитвах святых держится пока Земля... И только я подумала, что не каждому дано стать монахом или суфием, как тут же нашла отражение своих мыслей в ваших словах. Это впитывается с рождения от родителей (и не в одном поколении!), ведущих благочестивый духовный образ жизни.
Праздник Курбан Хаит - праздник жертвоприношения, который отмечают сейчас все мусульмане, тоже имеет свое отражение и в нашей Библии. Что лишний раз подтверждает общее начало в едином Боге различных вероисповеданий. Мы как раз недавно совершали паломничества по своим святым местам Украины. Очень интересно наблюдать теперь за вашим паломничеством по вашим святым местам. Я вижу много общего.
Очень интересные ваши путешествия! Спасибо, Лилия, что делитесь с нами! :)
Лилия Николенко
Цитата
Оксана пишет:
Очень интересные ваши путешествия! Спасибо, Лилия, что делитесь с нами! smile:)

Спасибо!
nirbiti
Красивые, удивительные места. Спасибо Вам, что видите всё это, спасибо, что делитесь с нами. Думала, очередной сайт про еду для домохозяек:).. а у вас еда - не сама по себе, а как часть чего-то удивительно глубокого, жизни, истории. Очень интересный сайт. Спасибо:)

Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

Молодая жена спрашивает мужа:
- Милый, тебе понравился обед?
- Соль была превосходна! Правда, в неё можно было налить чуть больше супа...

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Кулинарная книга на Cooking.ru

Рецепты краткие, требуют чтения между строк, большая часть взята из классической кулинарной литературы. Однако за счет рецептов от читателей чтиво бывает увлекательным.

Ремесла, искусство, традиции

Усто Шарофиддин Юсупов. Росчерк на касе
Усто Шарофиддин Юсупов. Росчерк на касе

Кулинарный Узнет

Манти шўрва

Кулинарные цитаты, афоризмы

О самаркандских тандырных лепешках

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Сомса с кониной – От сомса
Сомса с кониной – От сомса

Совет дня

Никогда не покупайте молотую кинзу. Она бесполезна и не хранится. Вернее хранится, но уже не имеет никакого аромата. Растирать кинзу нужно непосредственно перед употреблением. В зернах она хранится не больше года.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

Кулинарные ляпы

Азу по-татарски
Азу по-татарски

free counters