Шаштепа. Возвращение

Шаштепа. Возвращение  Ташкент. Весна.
- А давайте выберем время и поедем в путешествие? – предлагаю я.
- Куда на этот раз? Далеко?
- Нет, рядом с домом. Десяти километров не будет.
- Ну вот, опять мы поедем на какой-нибудь базар, - язвит младшая.
- Ну почему на базар? – удивляюсь я
- Да потому что мы всегда в путешествие едем то на базар, то в ресторан или кафе. – вздыхает лялька.
- Нет, в этот раз нет. Мы поедем в древний Ташкент.
- Древний Ташкент рядом с домом? Ты шутишь?
- Нет, лялька, не шучу. Это место совсем рядом, и мы столько раз мимо него проезжали. Древнее городище Шаштепа, оттуда  начинался Ташкент 22 века назад.
- И как туда проехать, ты знаешь? – спрашивает озадаченно супруг.
- С гугля карту сняла, дорогу представляю.
- Ты раньше знала, что оно здесь?
- Я знала. Только забыла. Я на территории этого городища три года с родителями жила. С 72-го по 74-й
- Это как?!
- Ну, поехали, я расскажу.
- Туда наверное не пускают?
- Не знаю. Не думаю. Скорее всего городище так и осталось в центре моей старой махалли. Ходи, где хочешь. Так было всегда.
     Мы выходим из дома, захватив лишь фотоаппарат, садимся в машину, и уже через несколько минут подъезжаем к заветному месту.

- Ориентир хоть какой-нибудь есть? – спрашивает супруг, оглядывая пространство большой махалли.
- Есть. Арык Джун. Ему столько же веков, сколько и городищу. После моста через Джун, нужно сразу свернуть. А там, в махалле, я по памяти сориентируюсь.

Мы сразу нашли канал, и двинулись вдоль него, с надеждой на мою детскую память. Память, которая должна была вернуться через 36 лет, после того, как я всё забыла.

 

С  дороги я уже вижу знакомые очертания покрытого зеленью холма. Это и есть Шаштепа. Холм огорожен невысоким железным заборчиком.

 

- Где городище-то?
- Оно там, на холме. Его снизу не видно. Нужно подняться на холм.

Мы находим распахнутую калитку и начинаем подъем по утоптанной глиняной тропе.

 

На холме пасется местный скот и играют махаллинские дети.

 

На плоской вершине нам сразу открывается часть руин со странной металлической конструкцией сверху. За руинами виднеются высотки Сергели-5, те, что расположены сразу за машинобазаром. Все Сергели с холма видны, как на ладони.

- И это всё городище? - с сомнением спрашивает лялька, глядя на глиняное возвышение.
- Нет. Это только верхняя часть. Остатки центральной башни. Сам раскоп ниже, нужно подойти вплотную.

  

Пока мы идем по зеленому холму к останкам древнего Ташкента, я буду вести свой рассказ.

Давным-давно, в 9-7 веках до нашей эры, когда близок уже был век, именуемый Бронзовым, жили в этих местах люди. Бургулюкцы. Это археологи их так назвали  - бургулюкская культура.
Были эти люди земледельцами и скотоводами. Были среди них уже тогда и гончары, и ткачи. Домов не строили. Рыли овальные землянки размером 2 на 3 метра, сооружали над ними крыши из ветвей.  В центре землянок обустраивали очаг. Подставки под свои керамические котлы делали из глиняных кирпичей. Археологи при исследовании Шаштепа нашли и сами землянки, и очаги, и кирпичи, и орудия труда (серпы например ячмень-пшеницу собирать). Нашли керамическую посуду с округлым дном, явно предназначенную для очагов. И еще остатки тканей. Причем сделали вывод, что хлопка бургулюкцы не знали, только шерсть и кенаф.

«Интересно, как выглядели барашки, которых пасли бургулюкские скотоводы?» - подумала я, глядя на современного барана, мирно щипавшего траву на склоне древнего холма, нависавшего прямо над узбекским двориком.

  

- А почему, тогда считается, что Ташкенту 2200 лет, а не 2900, если люди здесь уже тогда жили? - спросила младшая.
- Потому что они домов не строили. Не было пресловутого понятия «городская культура». То, что у них было – землянки, это не город, это скорее стойбище. Город начнется позже. И те развалины, которые ты видишь перед собой, это и есть первые постройки древнего Ташкента.

Но вернемся к бургулюкским племенам. Далее следует историческая загадка. Бургулюкцы внезапно покинули это место. И археологи нашли подтверждения, что в Шаштепа никто не жил примерно с 5-го по 3-й века до нашей эры.
Что сподвигло их оставить эти земли? Природный катаклизм ли, эпидемия ли, никто не знает. Но оказался холм Шаштепа заброшенным на пару веков.

Примерно в 3-м веке до нашей эры, со стороны Приаралья сюда приходят племена кочевников. Археологи не нашли следов ни их жилищ, ни быта. Зато сохранились захоронения. Кочевники имели обыкновение хоронить своих усопших в курганах, Наверное именно потому облюбовали высокий холм Шаштепа. Они использовали заброшенные жилища бургулюкских племен в качестве могил, буквально вырезая их в землянках. Ну, и как водится у кочевников, собирали усопшему множество различных предметов в дальний путь. Именно этот некрополь и нашли археологи. Здесь уже находили бронзовые зеркала, украшения, остатки пищи, совершенно иную керамику. Если помните, у бургулюкцев сосуды были исключительно с дном округлым, здесь же уже с плоским. Эти кочевники были опознаны как некое сарматское племя либо с Поволжья, либо с Южного Урала.  История опознания кочевого народа из интервью Маргариты Ивановны Филанович, руководителя  археологической экспедиции в Шаштепа в 1974 году:
««Опознать» этот народ нам помогла …пряжка. Бронзовая прямоугольная поясная пряжка с заключенной в нее фигурой лежащего верблюда – двугорбого бактриана. Этот вещдок указывал, что оставившие его племена пришли из районов Приуралья, Поволжья, где обитали сарматы, о которых писали еще древнегреческие авторы. При сопоставлении пряжек, найденных в Причерноморье, на правом берегу Амударьи и на Шаштепа, оказалось, что они словно из одной мастерской.»

Однако и этот кочевой народ не остался на Шаштепа, а двинулся дальше, чему есть подтверждения в исторических источниках.

Но территория не была заброшена. Сюда мигрирует из региона Аральского моря вполне оседлый, земледельческий народ. И они строят свой город прямо на некрополе кочевников. Историки предполагают, что в тех землях наступила длительная засуха, и земледельцы  вынуждены были переселиться в богатый реками край. Археологи уверенно опознают их как представителей Чирикрабатской культуры из Приаралья. И главным тому доказательством стало то самое здание, руины которого дожили до наших дней.

  

Это сооружение, которое  мы имеем счастье видеть сегодня, характерное  для Приаральского региона культовое строение из кирпича-сырца, конструкцией своей представляющее круг, внутрь которого вписан крест. Знак солнца, характерный для солнцепоклонников символ.

Археологами по остаткам стен был восстановлен план здания :

 

Пунктиром обозначены ныне отсутствующие части.
Фото с google map:

  

И вновь фрагмент рассказа Маргариты Ивановны Филанович, под чьим руководством проводились раскопки:
«Здание с кольцевым сводчатым коридором, скорее всего, носило культовый характер. В одной из комнат мы обнаружили череп, уложенный в свое время на слой горячего пепла, сосуд, остатки пищи – кости птицы и крупного рогатого скота, захороненные под комками лесса. В другой есть алтарь, третья предназначена для культовых возлияний – на полу сохранились следы вылитой жидкости. В постройке налицо все приемы, свойственные «зодчим» древнего Востока. Вот почему мы считаем, что племена, ее соорудившие, принесли сюда навыки градостроительной культуры, развитие которых привело к формированию города на территории будущего Ташкента.».  Исследуя здание, по множеству признаков и находок, археологи датировали время постройки третьим-вторым веком до нашей эры. Это и есть временная  точка отсчета жизни города.

Примерная модель строения:
 
 

Круглые стены – двойным кольцом вокруг сложного крестообразного здания. Внутри кольца – коридор. Внутреннее кольцо с четырьмя башнями. Их остатки до сих пор различимы на Шаштепа.



  


 
Идеально круглое внешнее кольцо стены очень четко просматривается, не смотря на отсутствующие сегменты:


  
Вдалеке, за древней круглой стеной, на холме, местные мальчишки запускают бумажных змеев.

  

Наиболее хорошо сохранившаяся внутренняя часть кольца с остатками стен:



 Вид с другой стороны:

  

Центральная, самая высокая часть с зияющими отверстиями сводчатых коридоров, которые сейчас более похожи на пещеры из-за нанесенного слоя земли.

   


  



 
Потом мы вновь присели на травяной ковер холма, любуясь фантастическими формами руин древнего города.

Младшая ощупала теплую землю под собой и настороженно спросила:
- Так значит этот храм построили прямо на могилах тех кочевников?
- Да
- И что… они всё еще там? – словно попыталась она что-то разглядеть сквозь траву.  
- Кто его знает… Столько столетий. Удивительнее всего, что вообще так много сохранилось. Археологи определили, что территория городища около 25 га. Сейчас доступно только около гектара,  только этот холм.
- А куда делись остальные 24? Разрушили?
- Нет. Махаллинские дома под холмом и дальше видишь? Так вот остальные 24 там, под ними. Теперь уж до тех слоев не добраться. Люди здесь живут. А знаешь, что здесь, на Шаштепа находили древние монеты разных стран и государств? Почему, как думаешь?
- Я догадалась! Здесь проходил Великий шелковый путь!
- Молодец!
- Ну надо же! Прямо рядом с нашим домом!
- Ну да, мы можно сказать прямо на Шелковом пути и живем, - смеемся мы
- Кстати, отсюда видна та часть махалли, где мы с родителями жили, когда я в детский сад ходила. Там был небольшой геологический посёлок чуть выше по арыку Джун. Наш дом прямо на берегу, тоже на холме стоял.
- А эта часть, где дом стоял, входит в те самые 24 га? – с ужасом спрашивает лялька
- Входит,- смеюсь я, - я же тебе говорила, что мы прямо в Древнем Ташкенте жили. Но слушай дальше.

С тех пор Шаштепа процветала. Земледелием занимались, скот пасли, город строили, ремесла развивали, торговали. Продолжали поклоняться солнцу. До 7-го века нашей веры. Пока со стороны Самарканда не пришли арабские завоеватели и не разрушили город.
И опять земля пустовала. Селиться здесь вновь начали в 16-м веке. Вот так и с тех пор…
А этот кусок древней земли остался нетронутым.

  

Пока молчали и смотрели на руины, рядом, над нами то и дело пролетали идущие на посадку самолеты. (В том же Сергелийском районе расположен аэропорт.)

Младшая потребовала, чтобы я обязательно сфотографировала современный самолет над древним городом. Вот он, в приближении:

  

Выпускает шасси, готовясь к посадке.

- А ты знаешь, откуда произошло название «Ташкент»?
- Знаю, «таш» – камень, «кент» - город. Каменный город значит.
- Верно. Почти. Камень будет «тош». Потому по-узбекски Тошкент.  В разных источниках 2-3 века нашей эры упоминается земля Чач. В китайских звучит, как Ши, в  арабских – Шаш. Именно эта земля. Чач, Шаш, Шаштепа, Шашкент, Ташкент.  
- ТОшкент, - поправляет она меня.
- Верно. Кстати чередование «ч-ш» вернулось. Эта улица, где находится Шаштепа, называется Чаштепинская.
- А что такое «тепа»?
- Холм по-узбекски. Кстати названием «Октепа» часто называли возвышения, под которыми находились остатки старого города. «Ок – белый». Белый холм получается. В таких местах верхушки зданий доходили до поверхности и там ничего не росло. Светлое земляное пятно на верхушке зеленого холма. Отсюда и название Октепа.
- А в Ташкенте район Актепа – это то самое?
- Точно.
- Значит на Актепа тоже есть остатки древного города?
- Обязательно должны быть, раз такое название. Я узнаю. А есть еще одна версия происхождения названия «Ташкент», которая мне нравится больше. Говорят, что в старину словом «тош», обозначали не простой, строительный камень, а камни, которые использовали ювелиры, то есть драгоценные и полудрагоценные. И тогда слово Ташкент будет означать «Город благородного камня».
- Так лучше, - резюмирует лялька.

Мы сидим на траве, у стен древнего город. А вдалеке, на холме, словно эдакий узбекский лубок – махаллинские мальчишки на зеленом холме запускают воздушных змеев.

 

- Надо было воздушных змеев из дома захватить, позапускли бы. Смотри какой здесь ветер подходящий.
- Да кто же знал?
- А почему говорят Ташкенту недавно 2000 лет было? А теперь 2200. Про это место не знали? – вклинивается младшая.
- Знали. Еще в конце девятнадцатого века во времена царской России, русские археологи обратили внимание на это место. Потом частично исследовали в 34-м и 56-м годах. Но раскопок никто не проводил. Только в 1974 году начались наиболее серьезные исследования. Я же рассказывала про Маргариту Филонович? Кстати, когда раскопки начались, в махалле об этом много говорили. Мол какая-то женщина руководит. Но мы в том году переехали с Чаштепинской. Да и 7 лет мне тогда  было. Помню только зеленый холм с глиняными буграми. Играли мы здесь.

Так вот в те времена, отсчет жизни города вели от городища Мингурюк, в районе Северного вокзала. И там было достоверно установлено, что первые постройки Мингурюка – первого века нашей эры. Потому и отпраздновали 2000 лет Ташкенту. В то время археологи уже предполагали, что Шаштепа намного древнее. Искали доказательства, исследовали находки, исторические архивы. В 2003-м еще одна экспедиция сюда была, говорят. И доказательства были найдены.
- Какие?
- Ну все те, о которых я тебе рассказывала. Главное доказательство – вот это самое здание «круг-крест», под которым мы сидим. А знаешь, как подтверждают возраст города?
- Знаю, знаю, по таким раскопкам!
- Этого не достаточно. Археологи собирают доказательства, документально оформляют, описывая  источники и подают все это в специальную комиссию ЮНЕСКО. Там археологи и историки со всего мира изучают материалы и либо подтверждают, либо опровергают. В 2007 году Ташкенту дали подтверждение на возраст 2200лет.

- Знаешь, удивительная штука. Землетрясение 66-го года дало мощный толчок археологическим исследованиям на территории Ташкента.  Когда большая часть города была разрушена, строители начали сносить развалившиеся дома, и рыть в тех местах котлованы под новые. Вот тогда обнажились удивительные культурные слои старого Ташкента, один древнее другого. Узбекские археологи тогда забили тревогу, и была срочным порядком создана группа археологов, которые буквально метались по огромному пространству разрушенного города, едва успевая спасать бесценные артефакты и фиксировать обнажившиеся остатки древних сооружений. Руководил этими людьми наш знаменитый историк Яхья Гулямович Гулямов. И они тогда многое спасли. Вот тогда-то и пришло осознание, что нам недоступна и тысячная часть истории города.
- Что, все обратно закопали?
- Людям нужно было где-то жить, потому насколько возможно  было исследовали, и строили на том месте вновь. Кстати, вон, за нами наши родные Сергели как на ладони. В 66-м году сюда людей из разрушенного центра Ташкента переселяли. Так наш массив и появился. За 7 месяцев военные российские строители во главе с генералом Комаровским построили целый городок.
- И мы теперь живем в том самом доме?
- Да. Наш массив – и есть тот самый городок.
- Расскажи еще что-нибудь!
- Лучше я тебе нарисую, - И я вывожу пальцем на открытом кусочке земли знак:

   

- Как думаешь, что это такое?
- Личинка какая-то…
- Нет это древняя зороастрийская свастика – символ солнца. Этот знак был нарисован на фрагментах керамики, найденной здесь, на Шаштепа.

Мы прощаемся с этим удивительным местом, останавливаемся на холме полюбоваться на махаллю и старый арык Джун.
 


Насытившись пищей духовной, мы отправляемся в старую Чаштепинскую махаллю, отведать в чайхане добрых узбекских кушаний. Но об этом уже  в другой раз.

Использованные статьи:
Город благородного камня
 
По древнему Чачу
Ташкенту – 2200 лет: Археологи докопались до правды

Энциклопедия Ташкент

Количество показов: 5825
Дата создания: 02.04.2011 06:33:37


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?

Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Ферганская долина. Покупки на дороге
Ферганская долина. Покупки на дороге

Кулинарный юмор

Во у кого железная выдержка!!! Бабушки торгующие семечками... Просто гиганты силы воли, сидеть перед семечками и не грызть их!

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Нож для фигурной резки овощей
Нож для фигурной резки овощей

Кулинарные сайты

Хорошая кухня - простые кулинарные рецепты

Сайт  Ирины Кутовой. Доступные пошаговые рецепты, активный форум.

Ремесла, искусство, традиции

Здравствуй, тебя ведь зовут Сурайё?!
Здравствуй, тебя ведь зовут Сурайё?!

Кулинарный Узнет

Чойхона палов on Chusty

Кулинарные цитаты, афоризмы

О закусках горячих

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

 Суп- гуляш из говядины
Суп- гуляш из говядины

Совет дня

В начинку для фаршированных овощей лучше добавлять сырой рис, а не полу-вареный. Такой фарш значительно сочнее.

Мясо, Рыба, Птица

Обработка требухи
Обработка требухи

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Партнеры проекта:

free counters