Шаштепа. Возвращение

Шаштепа. Возвращение  Ташкент. Весна.
- А давайте выберем время и поедем в путешествие? – предлагаю я.
- Куда на этот раз? Далеко?
- Нет, рядом с домом. Десяти километров не будет.
- Ну вот, опять мы поедем на какой-нибудь базар, - язвит младшая.
- Ну почему на базар? – удивляюсь я
- Да потому что мы всегда в путешествие едем то на базар, то в ресторан или кафе. – вздыхает лялька.
- Нет, в этот раз нет. Мы поедем в древний Ташкент.
- Древний Ташкент рядом с домом? Ты шутишь?
- Нет, лялька, не шучу. Это место совсем рядом, и мы столько раз мимо него проезжали. Древнее городище Шаштепа, оттуда  начинался Ташкент 22 века назад.
- И как туда проехать, ты знаешь? – спрашивает озадаченно супруг.
- С гугля карту сняла, дорогу представляю.
- Ты раньше знала, что оно здесь?
- Я знала. Только забыла. Я на территории этого городища три года с родителями жила. С 72-го по 74-й
- Это как?!
- Ну, поехали, я расскажу.
- Туда наверное не пускают?
- Не знаю. Не думаю. Скорее всего городище так и осталось в центре моей старой махалли. Ходи, где хочешь. Так было всегда.
     Мы выходим из дома, захватив лишь фотоаппарат, садимся в машину, и уже через несколько минут подъезжаем к заветному месту.

- Ориентир хоть какой-нибудь есть? – спрашивает супруг, оглядывая пространство большой махалли.
- Есть. Арык Джун. Ему столько же веков, сколько и городищу. После моста через Джун, нужно сразу свернуть. А там, в махалле, я по памяти сориентируюсь.

Мы сразу нашли канал, и двинулись вдоль него, с надеждой на мою детскую память. Память, которая должна была вернуться через 36 лет, после того, как я всё забыла.

 

С  дороги я уже вижу знакомые очертания покрытого зеленью холма. Это и есть Шаштепа. Холм огорожен невысоким железным заборчиком.

 

- Где городище-то?
- Оно там, на холме. Его снизу не видно. Нужно подняться на холм.

Мы находим распахнутую калитку и начинаем подъем по утоптанной глиняной тропе.

 

На холме пасется местный скот и играют махаллинские дети.

 

На плоской вершине нам сразу открывается часть руин со странной металлической конструкцией сверху. За руинами виднеются высотки Сергели-5, те, что расположены сразу за машинобазаром. Все Сергели с холма видны, как на ладони.

- И это всё городище? - с сомнением спрашивает лялька, глядя на глиняное возвышение.
- Нет. Это только верхняя часть. Остатки центральной башни. Сам раскоп ниже, нужно подойти вплотную.

  

Пока мы идем по зеленому холму к останкам древнего Ташкента, я буду вести свой рассказ.

Давным-давно, в 9-7 веках до нашей эры, когда близок уже был век, именуемый Бронзовым, жили в этих местах люди. Бургулюкцы. Это археологи их так назвали  - бургулюкская культура.
Были эти люди земледельцами и скотоводами. Были среди них уже тогда и гончары, и ткачи. Домов не строили. Рыли овальные землянки размером 2 на 3 метра, сооружали над ними крыши из ветвей.  В центре землянок обустраивали очаг. Подставки под свои керамические котлы делали из глиняных кирпичей. Археологи при исследовании Шаштепа нашли и сами землянки, и очаги, и кирпичи, и орудия труда (серпы например ячмень-пшеницу собирать). Нашли керамическую посуду с округлым дном, явно предназначенную для очагов. И еще остатки тканей. Причем сделали вывод, что хлопка бургулюкцы не знали, только шерсть и кенаф.

«Интересно, как выглядели барашки, которых пасли бургулюкские скотоводы?» - подумала я, глядя на современного барана, мирно щипавшего траву на склоне древнего холма, нависавшего прямо над узбекским двориком.

  

- А почему, тогда считается, что Ташкенту 2200 лет, а не 2900, если люди здесь уже тогда жили? - спросила младшая.
- Потому что они домов не строили. Не было пресловутого понятия «городская культура». То, что у них было – землянки, это не город, это скорее стойбище. Город начнется позже. И те развалины, которые ты видишь перед собой, это и есть первые постройки древнего Ташкента.

Но вернемся к бургулюкским племенам. Далее следует историческая загадка. Бургулюкцы внезапно покинули это место. И археологи нашли подтверждения, что в Шаштепа никто не жил примерно с 5-го по 3-й века до нашей эры.
Что сподвигло их оставить эти земли? Природный катаклизм ли, эпидемия ли, никто не знает. Но оказался холм Шаштепа заброшенным на пару веков.

Примерно в 3-м веке до нашей эры, со стороны Приаралья сюда приходят племена кочевников. Археологи не нашли следов ни их жилищ, ни быта. Зато сохранились захоронения. Кочевники имели обыкновение хоронить своих усопших в курганах, Наверное именно потому облюбовали высокий холм Шаштепа. Они использовали заброшенные жилища бургулюкских племен в качестве могил, буквально вырезая их в землянках. Ну, и как водится у кочевников, собирали усопшему множество различных предметов в дальний путь. Именно этот некрополь и нашли археологи. Здесь уже находили бронзовые зеркала, украшения, остатки пищи, совершенно иную керамику. Если помните, у бургулюкцев сосуды были исключительно с дном округлым, здесь же уже с плоским. Эти кочевники были опознаны как некое сарматское племя либо с Поволжья, либо с Южного Урала.  История опознания кочевого народа из интервью Маргариты Ивановны Филанович, руководителя  археологической экспедиции в Шаштепа в 1974 году:
««Опознать» этот народ нам помогла …пряжка. Бронзовая прямоугольная поясная пряжка с заключенной в нее фигурой лежащего верблюда – двугорбого бактриана. Этот вещдок указывал, что оставившие его племена пришли из районов Приуралья, Поволжья, где обитали сарматы, о которых писали еще древнегреческие авторы. При сопоставлении пряжек, найденных в Причерноморье, на правом берегу Амударьи и на Шаштепа, оказалось, что они словно из одной мастерской.»

Однако и этот кочевой народ не остался на Шаштепа, а двинулся дальше, чему есть подтверждения в исторических источниках.

Но территория не была заброшена. Сюда мигрирует из региона Аральского моря вполне оседлый, земледельческий народ. И они строят свой город прямо на некрополе кочевников. Историки предполагают, что в тех землях наступила длительная засуха, и земледельцы  вынуждены были переселиться в богатый реками край. Археологи уверенно опознают их как представителей Чирикрабатской культуры из Приаралья. И главным тому доказательством стало то самое здание, руины которого дожили до наших дней.

  

Это сооружение, которое  мы имеем счастье видеть сегодня, характерное  для Приаральского региона культовое строение из кирпича-сырца, конструкцией своей представляющее круг, внутрь которого вписан крест. Знак солнца, характерный для солнцепоклонников символ.

Археологами по остаткам стен был восстановлен план здания :

 

Пунктиром обозначены ныне отсутствующие части.
Фото с google map:

  

И вновь фрагмент рассказа Маргариты Ивановны Филанович, под чьим руководством проводились раскопки:
«Здание с кольцевым сводчатым коридором, скорее всего, носило культовый характер. В одной из комнат мы обнаружили череп, уложенный в свое время на слой горячего пепла, сосуд, остатки пищи – кости птицы и крупного рогатого скота, захороненные под комками лесса. В другой есть алтарь, третья предназначена для культовых возлияний – на полу сохранились следы вылитой жидкости. В постройке налицо все приемы, свойственные «зодчим» древнего Востока. Вот почему мы считаем, что племена, ее соорудившие, принесли сюда навыки градостроительной культуры, развитие которых привело к формированию города на территории будущего Ташкента.».  Исследуя здание, по множеству признаков и находок, археологи датировали время постройки третьим-вторым веком до нашей эры. Это и есть временная  точка отсчета жизни города.

Примерная модель строения:
 
 

Круглые стены – двойным кольцом вокруг сложного крестообразного здания. Внутри кольца – коридор. Внутреннее кольцо с четырьмя башнями. Их остатки до сих пор различимы на Шаштепа.



  


 
Идеально круглое внешнее кольцо стены очень четко просматривается, не смотря на отсутствующие сегменты:


  
Вдалеке, за древней круглой стеной, на холме, местные мальчишки запускают бумажных змеев.

  

Наиболее хорошо сохранившаяся внутренняя часть кольца с остатками стен:



 Вид с другой стороны:

  

Центральная, самая высокая часть с зияющими отверстиями сводчатых коридоров, которые сейчас более похожи на пещеры из-за нанесенного слоя земли.

   


  



 
Потом мы вновь присели на травяной ковер холма, любуясь фантастическими формами руин древнего города.

Младшая ощупала теплую землю под собой и настороженно спросила:
- Так значит этот храм построили прямо на могилах тех кочевников?
- Да
- И что… они всё еще там? – словно попыталась она что-то разглядеть сквозь траву.  
- Кто его знает… Столько столетий. Удивительнее всего, что вообще так много сохранилось. Археологи определили, что территория городища около 25 га. Сейчас доступно только около гектара,  только этот холм.
- А куда делись остальные 24? Разрушили?
- Нет. Махаллинские дома под холмом и дальше видишь? Так вот остальные 24 там, под ними. Теперь уж до тех слоев не добраться. Люди здесь живут. А знаешь, что здесь, на Шаштепа находили древние монеты разных стран и государств? Почему, как думаешь?
- Я догадалась! Здесь проходил Великий шелковый путь!
- Молодец!
- Ну надо же! Прямо рядом с нашим домом!
- Ну да, мы можно сказать прямо на Шелковом пути и живем, - смеемся мы
- Кстати, отсюда видна та часть махалли, где мы с родителями жили, когда я в детский сад ходила. Там был небольшой геологический посёлок чуть выше по арыку Джун. Наш дом прямо на берегу, тоже на холме стоял.
- А эта часть, где дом стоял, входит в те самые 24 га? – с ужасом спрашивает лялька
- Входит,- смеюсь я, - я же тебе говорила, что мы прямо в Древнем Ташкенте жили. Но слушай дальше.

С тех пор Шаштепа процветала. Земледелием занимались, скот пасли, город строили, ремесла развивали, торговали. Продолжали поклоняться солнцу. До 7-го века нашей веры. Пока со стороны Самарканда не пришли арабские завоеватели и не разрушили город.
И опять земля пустовала. Селиться здесь вновь начали в 16-м веке. Вот так и с тех пор…
А этот кусок древней земли остался нетронутым.

  

Пока молчали и смотрели на руины, рядом, над нами то и дело пролетали идущие на посадку самолеты. (В том же Сергелийском районе расположен аэропорт.)

Младшая потребовала, чтобы я обязательно сфотографировала современный самолет над древним городом. Вот он, в приближении:

  

Выпускает шасси, готовясь к посадке.

- А ты знаешь, откуда произошло название «Ташкент»?
- Знаю, «таш» – камень, «кент» - город. Каменный город значит.
- Верно. Почти. Камень будет «тош». Потому по-узбекски Тошкент.  В разных источниках 2-3 века нашей эры упоминается земля Чач. В китайских звучит, как Ши, в  арабских – Шаш. Именно эта земля. Чач, Шаш, Шаштепа, Шашкент, Ташкент.  
- ТОшкент, - поправляет она меня.
- Верно. Кстати чередование «ч-ш» вернулось. Эта улица, где находится Шаштепа, называется Чаштепинская.
- А что такое «тепа»?
- Холм по-узбекски. Кстати названием «Октепа» часто называли возвышения, под которыми находились остатки старого города. «Ок – белый». Белый холм получается. В таких местах верхушки зданий доходили до поверхности и там ничего не росло. Светлое земляное пятно на верхушке зеленого холма. Отсюда и название Октепа.
- А в Ташкенте район Актепа – это то самое?
- Точно.
- Значит на Актепа тоже есть остатки древного города?
- Обязательно должны быть, раз такое название. Я узнаю. А есть еще одна версия происхождения названия «Ташкент», которая мне нравится больше. Говорят, что в старину словом «тош», обозначали не простой, строительный камень, а камни, которые использовали ювелиры, то есть драгоценные и полудрагоценные. И тогда слово Ташкент будет означать «Город благородного камня».
- Так лучше, - резюмирует лялька.

Мы сидим на траве, у стен древнего город. А вдалеке, на холме, словно эдакий узбекский лубок – махаллинские мальчишки на зеленом холме запускают воздушных змеев.

 

- Надо было воздушных змеев из дома захватить, позапускли бы. Смотри какой здесь ветер подходящий.
- Да кто же знал?
- А почему говорят Ташкенту недавно 2000 лет было? А теперь 2200. Про это место не знали? – вклинивается младшая.
- Знали. Еще в конце девятнадцатого века во времена царской России, русские археологи обратили внимание на это место. Потом частично исследовали в 34-м и 56-м годах. Но раскопок никто не проводил. Только в 1974 году начались наиболее серьезные исследования. Я же рассказывала про Маргариту Филонович? Кстати, когда раскопки начались, в махалле об этом много говорили. Мол какая-то женщина руководит. Но мы в том году переехали с Чаштепинской. Да и 7 лет мне тогда  было. Помню только зеленый холм с глиняными буграми. Играли мы здесь.

Так вот в те времена, отсчет жизни города вели от городища Мингурюк, в районе Северного вокзала. И там было достоверно установлено, что первые постройки Мингурюка – первого века нашей эры. Потому и отпраздновали 2000 лет Ташкенту. В то время археологи уже предполагали, что Шаштепа намного древнее. Искали доказательства, исследовали находки, исторические архивы. В 2003-м еще одна экспедиция сюда была, говорят. И доказательства были найдены.
- Какие?
- Ну все те, о которых я тебе рассказывала. Главное доказательство – вот это самое здание «круг-крест», под которым мы сидим. А знаешь, как подтверждают возраст города?
- Знаю, знаю, по таким раскопкам!
- Этого не достаточно. Археологи собирают доказательства, документально оформляют, описывая  источники и подают все это в специальную комиссию ЮНЕСКО. Там археологи и историки со всего мира изучают материалы и либо подтверждают, либо опровергают. В 2007 году Ташкенту дали подтверждение на возраст 2200лет.

- Знаешь, удивительная штука. Землетрясение 66-го года дало мощный толчок археологическим исследованиям на территории Ташкента.  Когда большая часть города была разрушена, строители начали сносить развалившиеся дома, и рыть в тех местах котлованы под новые. Вот тогда обнажились удивительные культурные слои старого Ташкента, один древнее другого. Узбекские археологи тогда забили тревогу, и была срочным порядком создана группа археологов, которые буквально метались по огромному пространству разрушенного города, едва успевая спасать бесценные артефакты и фиксировать обнажившиеся остатки древних сооружений. Руководил этими людьми наш знаменитый историк Яхья Гулямович Гулямов. И они тогда многое спасли. Вот тогда-то и пришло осознание, что нам недоступна и тысячная часть истории города.
- Что, все обратно закопали?
- Людям нужно было где-то жить, потому насколько возможно  было исследовали, и строили на том месте вновь. Кстати, вон, за нами наши родные Сергели как на ладони. В 66-м году сюда людей из разрушенного центра Ташкента переселяли. Так наш массив и появился. За 7 месяцев военные российские строители во главе с генералом Комаровским построили целый городок.
- И мы теперь живем в том самом доме?
- Да. Наш массив – и есть тот самый городок.
- Расскажи еще что-нибудь!
- Лучше я тебе нарисую, - И я вывожу пальцем на открытом кусочке земли знак:

   

- Как думаешь, что это такое?
- Личинка какая-то…
- Нет это древняя зороастрийская свастика – символ солнца. Этот знак был нарисован на фрагментах керамики, найденной здесь, на Шаштепа.

Мы прощаемся с этим удивительным местом, останавливаемся на холме полюбоваться на махаллю и старый арык Джун.
 


Насытившись пищей духовной, мы отправляемся в старую Чаштепинскую махаллю, отведать в чайхане добрых узбекских кушаний. Но об этом уже  в другой раз.

Использованные статьи:
Город благородного камня
 
По древнему Чачу
Ташкенту – 2200 лет: Археологи докопались до правды

Энциклопедия Ташкент

Количество показов: 5426
Дата создания: 02.04.2011 06:33:37


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?

Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Всемирный день воды вместе с Нестле
Всемирный день воды вместе с Нестле

Кулинарные сайты

Азиатская национальная кухня

Узбекская, Казахская, Таджикская, Туркменская и Киргизская кухни. Рецептуры из классических кулинарных книг по тематике.

Вопросы технологии и продукты

Боярка. Чарвак.  Боярошный чай.
Боярка. Чарвак. Боярошный чай.

Кулинарные цитаты, афоризмы

Молоко

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

Если у судака сначала срезать ножницами плавники - то его гораздо легче чистить. И безопаснее

Мясо, Рыба, Птица

Обработка требухи
Обработка требухи

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters