Мой Самарканд. Могила пророка Даниила.

Мой Самарканд. Могила пророка Даниила. Просветленные, мы спустились с холма Чупон-ота, на котором когда-то находилась обсерватория Улугбека. Наш водитель сказал : «Здесь рядом есть святое место. Всегда приезжаю в Самарканд по работе и туда не попадаю. Сходим?» Да конечно же! Мы развернулись и проехали вниз к подножию древнего холма – остатков городища Афросиаб. Здесь мирно журчала речушка Сиёбча – приток Зарафшана. Я предложила младшей прикоснуться рукой к холму. «Это древний Самарканд» -то ли спросила, то ли утвердила она. «Какой он?» - задаю вопрос. «Он теплый…» Ребенку виднее.

      Увидев на входе надписи и в том числе на иврите, я сразу поняла куда попала.  Могила библейского Пророка Даниила! Я даже не надеялась успеть. Мои первые два часа в Самарканде, и я уже здесь! Воистину, провидение.

    Мусульмане называют его Ходжа Данияр, христиане - пророком Даниилом, иудеи - пророком Даниэлем.
- Он что, один на всех? -спрашивает лялька.
- Он  вообще один, малыш.
- Он узбекский или русский?
- Он был евреем, маленький. Даниил жил 2600 лет назад, и  он один из четырех "великих пророков" израильского народа...
- А где остальные три?
- Наверное в Израиле
- А почему мне про них в Иерусалиме не рассказывали?
- Когда поедем в Израиль, я тебе расскажу.
- А когда поедем?
Я смеюсь, папа ухмыляется. «Когда папа заработает денег и посольство выпустит всех троих, тогда и поедем» - строго говорит папа. Дабы удержать ляльку от вопросов про когда папа заработает денег, продолжаю рассказ. Включаю коммуникатор и читаю :
    "Мазар Ходжа Данияра находится за чертой города Самарканда, внизу северной стены городища Афрасиаб. Недалеко от мавзолея течет знаменитая река Сиаб. Простолюдины называют эту могилу могилой Пророка Данияра, но его могила находится в Мосуле. Говорят, что эта могила одного из сподвижников Кусам ибн Аббаса (двоюродного брата Пророка Мухаммада). Да будет милостив к нему Аллах! Могила покрыта камнями из Зеравшана. Говорят, что Ходжа Данияр был очень благочестивым. Со стороны головы мазара, ближе к речке Сиаб есть и родник Ходжа Данияра. Да будет к нему милостив Аллах!". Так писал историк Абу Тахирходжа Самарканди в 18 веке в книге "Самария"

 - Это святое и волшебное место. С ним связано много тайн и существует множество  предположений о его происхождении. Вон в том мавзолее на вершине холма много столетий назад похоронен святой человек, пророк. Говорят, что здесь даже птицы молчат, чтобы не потревожить пророка.
    - А кто такой пророк?
    - Тот, кто предсказывает будущее и учить людей жить праведно
    - А что такое праведно?
    - Это очень большой вопрос. Об этом написано в Торе, Библии и Коране – я тебе рассказывала об этих книгах. Книга Пророка Даниила – составляющая часть Библии.
    - Тогда ты мне потом расскажешь про Ноя,- неожиданно заключила лялька.
Пока мы с младшей философствовали, мужчины оплатили вход и разузнали где что.
      Далее лялька впервые совершила священнодействие с одеванием платка. Она сотни раз видела, как женщины и девушки в семье одевают платки во время чтения на женских сборищах, но ее это коснулось впервые. Хотя девочке до 12 лет платок можно не одевать, однако это место настолько способствовала воспитательному моменту, что я извлекла из сумки свой второй платок. Оказалось, что младшая совсем не умеет ни его завязывать, ни носить.   
      - А все девочки (это значит я  тоже :) ) должны носить платок?
      - Вообще-то у мусульман маленькие девочки могут не носить. У евреев – обязаны носить замужние женщины. У христиан обязательно одевать платок во время молитвы и в храме.
      - А кто так сказал?
      -  В священных книгах так сказано. У Христиан кто-то из апостолов говорил, что  платок или покрывало на голове женщины – это знак  власти Ангелов над ней.   В Талмуде сказано, что женщина с непокрытой головой нарушает законы Моисея и праведного образа жизни.  Платок – символ скромности. А волосы – это украшение. И если женщина выбрала для себя единственного мужчину, зачем ей красотой своих волос привлекать других мужчин. Это грех. В Исламе это так же.  Мы же говорили, о том, что источник всех святых книг – один. И везде сказано, что женщина должна покрывать голову.
   Переведя взгляд на мои рыжие длинные локоны, выбивающиеся из-под платка, лялька посмотрела на меня долгим взглядом и спросила :
      -  А почему ты не носишь всегда платок?
Хорошо не добавила – кого ты хочешь соблазнить.
      - Я не знаю, малыш. Но я всегда одеваю платок в любом святом месте или месте, связанном с религией, во время мусульманской молитвы, и  в синагоге , и церкви. Так нужно.
     - А я кто?
     - Ты имеешь в виду религию?
     - Да
     - В тебе намешано столько кровей... Мы жертвы смешанных браков, малыш… Если успеем, мы съездим на могилу еще одного святого. Так вот он сказал, что дети не рождаются ни мусульманами, ни христианами, ни иудеями. Такими их делают родители. А потому, когда вырастешь, ты выберешь сама, в каком храме и на каком языке тебе молиться.
     - А я могу молиться здесь? – она показала глазами на мазар на холме, - меня абба учила, только я не запомнила.
     - Ты лучше слушай звук молитвы и смотри, - рассмеялась я… - Да, я еще вспомнила! У древних женские волосы считались обладающими магической силой, и они покрывали голову, дабы не навлечь случайно несчастья. И потому расчесывание – магический обряд.
    - А я расчесываться не люблю, - заключила лялька.

      Я думала, что одного воспитательного акта с платком для младшей достаточно. Но она настойчиво требовала свой платок во всех последующих святых местах. Эй это казалось неким таинством.