Бухара. Узбекская керамика : ляганы, касы, пиалы. Гиждуван. Риштан. Самарканд. Хоразм.

Бухара. Узбекская керамика : ляганы, касы, пиалы. Гиждуван. Риштан. Самарканд. Хоразм.         Бухара – керамический рай. В лавках, на выносных лотках, на ступенях домов, вдоль стен древних медресе - везде море разливанное керамической посуды. Открытием в Бухаре для меня стала гиждуванская и бухарская керамика. И еще, удивительные работы Хорезмских мастеров.

        Самая популярная и массовая - керамика из Риштана. Тонкие, звенящие, покрытые изысканным орнаментом изделия продают в Узбекистане всюду. Они очень хрупки и менять такую посуду приходится часто – благо не дорого. Они, на переднем плане на фотографии.

     Начну повествование с полюбившейся мне лавке, в которой торговали посудой из всех регионов Узбекистана.  Причем посуда была как фабричная «штамповка», так  и ручной работы от известных, и от безымянных мастеров. Единственно, что проблемно – лавка находится в древнем Токи, а там царит сумрак. Оттого снимки не такие, как хотелось бы. То, что вы выбираете, вам продавцы выносят на улицу, под солнечные лучи.

    В лавке работает узбекская семья, каждый член которой расскажет вам подробно о любом изделии. Особенно хорош в этой семье папа, а довелось мне послушать и сына, и маму. Академический час- 45 минут я провела в лавке. И даже не беседа то была, а скорее урок,  или индивидуальная консультация. Продавец-папа знал все местные стили, фамилии мастеров, состав и технологию изготовления красок, названия узоров и множество удивительных фактов о керамике. А у меня было так много вопросов. В общем, мы нашли друг друга.
     Лавка находится в Токи Саррафон. Вот как идете от Ляби Хауза в сторону Пои Калян, так сразу и попадаете под купола Токи Саррафон. Под куполами сразу налево и будет та удивительная лавка. Обязательно  нужно сначала зайти туда, чтобы потом на протяжении всего пути вдоль рядов керамики чувствовать себя почти специалистом.

    Итак, голубая керамика Риштана.
Риштан – город между Кокандом и Ферганой. Самый известный керамический промысел в Ферганской долине, которому много сотен лет. (В Долине есть и другие центры керамики, помимо Риштана). Было время, когда все мужское население Риштана составляли только гончары. Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей.  У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок. Но цветовая гамма в основном не измена – все оттенки синего и бирюзового цветов. Узор очень мелкий, тонкий орнамент из огромного числа элементов. Иногда в Риштане применяется не прозрачная, а темная синяя глазурь, тогда все узоры как бы «проявляются» из-под густо-синего цвета. Посуда приятно звенит от щелчка по её краю.
 


Большинство из того, что продается массово – это продукция Риштанского завода. Хотя она очень не плоха и красива, все же фабрично – это вам не вручную. Покупать и использовать повседневно такую посуду можем позволить себе только мы, в Узбекистане. Отколупался край пиалы – выбросил, пошел купил новую. Красиво и не дорого.
       Ручная работа определяется легко. Переверните посуду и посмотрите на донышко. Вот на фотографии явно видно, что ляган сделан вручную, на гончарном круге. Даже если дно покрыто глазурью, следы от круга заметны, если направить свет сбоку.

 

И еще легко заметить фабричные признаки по стопке пиал или касушек -  они входят друг в друга идеально. Потому что одинаковые. На предыдущем снимке это видно. Пиалы ручной работы в ровную стопочку не составить – каждая из них уникальна, и несколько отличается от своих посудных собратьев.

Тёплая керамика Гиждувана

Легкая, пористая, толстостенная. В ней все оттенки желтого и коричневого, немного разбавленные зеленым и синим. Особый изыск - посуда одноцветная. Её на прилавках не много. Там используется темная цветная глазурь поверх тончайшего темного узора. Основной цвет «поглощает» все остальные и создается «мраморный» эффект. Эта посуда впечатлила меня более всего. (На снимке  темно-зеленая пиалушка)
 
 

Гиждуван – город в сорока километрах от Бухары. Древний гончарный центр, где мастера передают свое ремесло из поколения в поколения. Сейчас там работает уже 60-е поколение гончаров семьи Насруллаевых. Насруллаевы знамениты в Узбекистане, имеют большой комплекс, где можно не только купить посуду, но и посмотреть процесс её изготовления, а если вы располагаете несколькими свободными днями, даже поучиться работе на гончарном круге. А еще Гиждуван славится своим шашлыком и особым способом приготовления рыбы. Съездить туда не успела, но еще не вечер.

 
    
Вся гиждуванская посуда, которую мне довелось увидеть – ручной работы. (Видно по стопке пиалушек, что они разные. А перевернув каждую, видим все те же следы от гончарного круга.) Кстати пиалы гиждуванские гораздо крупнее, чем те, из которых мы пьем в Ташкенте и имеют другую форму.
 


Ляган зеленый какой замечательный! Вот если на него золотистого плова много положить … А в ту, верхнюю приземистую коричневую пиалу терпкого зеленого чай налить … А из зеленой кумыс пить – красиво будет.
       Цены на всё это великолепие приемлемы : пиалы $3,  касы $5  ляганы $7-8 . Так же в Ташкенте стоит посуда из небьющегося стекла. Так то – Китай, а то Гиждуван! Это и сравнивать нельзя.

 

Гиждуванские мастера используют особые краски из природных материалов, которые до сих пор составляют и готовят вручную.  В их состав входит даже зола от сухой верблюжьей колючки.

 

Особенно вожделела я горшочки. Как опытный «горшковед», скажу, что в таких толстых, да такой формы, да с пористыми стенками и качественной глазурью  горшочках, блюда будут получаться особенными.  Горшочек объемом чуть меньше литра стоит около $8. Все цены продавцами озвучиваются в сумах, я лишь для удобства перевела в доллары.
     И еще я вожделела рыбное блюдо гиждуванской керамики, но большого не нашла, а маленькое не устраивало. А уж как представила … как я на оном блюде фаршированную рыбу подавать буду, так и поняла, что придется мне в Гиждуван ехать.

 

Здесь, над прилавком с гиждуванской керамикой – полочка со знаменитым ташкентским фаянсом «Пахта»...

     Теперь эксперимент. Вот перед нами два блюда. Справа – риштан ручной работы. Слева – особый вид бухарской керамики – глина и глазурь на вид и вес не сильно отличаются от Гиждувана. Но орнамент имеет совершенно другой характер. А главное – краски!! Они также природные, но цвета подобраны особо. Это цвета древних мозаичных панно на каждом Бухарском медресе и мечети. Можете купить, отнести к ближайшему медресе, и, задрав голову на фронтон, сравнивать.

 

     И есть еще одна особенность в росписи гиждуванской и бухарской керамики. Если на изделиях из Риштана каждая линия узора необычайно тонка и четко очерчена, то линии и узоры в изделиях риштанской или бухарской школы расплывчаты. Свойства их особой краски в узорах таковы, что они слегка расплываются при нанесении, и взаимодействуют с глазурью. Эта расплывчатость создает удивительный эффект.
    Продавец взял в руки бухарский и риштанский ляганы. Мы вышли на улицу и он начал медленно удаляться от меня.
    - Смотрите! Что-нибудь замечаете?
    - Стереоэффект!! Рисунок становится объемным!!!  - воскликнула я, указывая на бухарский ляган. С риштанским этого не происходило.
     Да, да, да! Вы поняли!!! – радуется продавец.
Когда ляган отдалялся от меня, создавалось впечатление, что каждый круг узора несколько отделялся от предыдущего, и вся картина в целом казалось совершенно иной, объемной и рельефной. Когда продавец вернулся ко мне с ляганами, я даже провела пальцами по поверхности бухарского, чтобы удостовериться, что он идеально ровный.
- Вот этот ляган, риштанский, знаете, не природными красками расписывают – доверительно сказал мне продавец, и , понизив голос, с осуждением продолжил – они там из Киева краску заказывают. Химия! Ну что ж всяк кулик…
   Многие ляганы имеют в донышке три неглубоких отверстия, соединенные между собой под слоем керамики – для веревочки - это чтобы красивый ляган можно было вешать на стену, снимая в торжественных случаях. И посуда, и элемент декора получается.

Керамика. Загадочный Хорезм.

Хорезмская керамика стояла в совершенно неудобном для съемки, темном углу лавки. А она очень стоит того, чтобы её разглядывать долго и с наслаждением.

 

Хорезмскую роспись не спутать ни с чем.  Удивительной красоты и изящества витиеватый узор с широкими горизонтальными узорными каймами по краям. Те же, традиционные для среднеазиатского средневековья синие тона. Прекрасная, плотная, звенящая глина. Широко открытые чашки невысоких пиал и касы. Ровные, большие плоскости ляганов с приподнятыми над ними под углом бортиками. Хорезм - моя неразделённая любовь.

 

    Эти ляганы висели высоко, и от острого угла съемки и недостатка освещения, цвета смещены  в фиолетовую часть спектра.  Рядом с ляганами висят реальные фрагменты керамики 15-16 века, которые были найдены а различных раскопках в Бухаре. Это для того, чтобы мы смогли оценить, что краски в узорах хорезмских ляганов ничем не отличаются  от тех, которые использовали много столетий назад.
    Лучше сравнить эти куски древней керамики с касами на предыдущей фотографиии – там  удалось «поймать цвет».

Ну а теперь, как на уроке – этап закрепления. Учимся определять керамическую школу, гуляя по улицам Бухары :

 

На переднем плане определенно Риштан.
Сочно-голубой ляган – бухарская школа (помните, из тех, что дают стереоэффект)
А вот, про зеленый ляган, я вам ничего не говорила. Это самаркандская школа.  На темно-зеленом или темно-коричневом фоне наносятся белые или золотые узоры тончайшим, словно игла инструментом..
 


Самарканд, Риштан, Хорезм


 
Риштан с  синей глазурью, Самарканд, классический Риштан, Самарканд,  Бухара

     Есть в Бухаре и  хорошая декоративная керамика. (Веселых китчевых «бабайчиков» в расчет не берем – их делают везде, да и в Ташкенте они дешевле) Кстати, среди керамических магнитов на холодильник увидела работы знакомой ташкентской художницы, правда цена уже была двойная супротив ташкентской.
   А речь веду я, вот о каких вещах. Бухарские художники-керамисты делают великолепные авторские копии с фигурок, найденных в археологических раскопах.

 

  Эти четыре фигурки сразу привлекают взгляд

  Здесь статуэтка женщины, (по-моему кипчакская одежда) еще более раннего периода.


 
Рядом с фигуркой – донышко от лягана, большие и маленькие кувшины со сколами. Целая серия старинной керамики из раскопов. Нет! Нет! Из раскопок и музеев это никто не крал.
    Просто в старой части Бухары нет толковой канализации. И существуют строжайшие ограничения на подобные работы. Но местным жителям все же как-то свой быт обустраивать надо. И от того-то, если кто задумал пристроить к своему старому дому современный ватер-клозет или ванную, он получает специальное разрешение. И согласно разрешению, может вырыть в своем дворе колодец  до 15 метров глубиной. Вот и роет народ, по ходу, проходя культурные слои и находя старинные кувшины, обломки посуды, фрагменты глазурованной облицовки  и мозаики. Продают все это продавцам-перекупщикам, а те уж в свою очередь продают нам. Потому в лавках Бухары можно найти удивительные вещи.
      Очень понравилась чеканка на латуни, украшенная эмалью и бирюзой. Но даже придумать не могла, что можно подавать на таком роскошном блюде.
 


       Я очень мало купила керамики в Бухаре, решив, что Риштанскую керамику лучше брать в Риштане, гиждуванскую в Гиждуване, а Хорезмскую – в Хорезме. Автобусы-поезда ходят, самолёты летают.  И все же, один из самых больших даров Бухары - это общение  с продавцом керамики из лавки в Токи Саррафоне. То, что знает и рассказывает он, в Сети не прочтёшь.  А еще возможность увидеть в одном месте такое огромное количество изделий различных школ узбекской керамики дорогого стоит.
    Вот так вот идешь вдоль стены мечети Калян к одноименному минарету и а там… :


 
(2400px × 300px)
Можно считать эту полосу домашним заданием. Узнали ли? Где Риштан, Гиждуван, Самарканд или Хоразм?



Бухарские странички:
Бухара. Нодирбек, Ляби-хауз, Ходжа Насреддин и гиждуванский шашлык
Бухара. Еврейский квартал, привидения, чакич и Маген Давид
Бухара. Чайный дом, гребешок орехового дерева, «купи что-нибудь под Каляном» и вожделенная скалка
Бухара. Древние Токи, дымчатый топаз, Место Силы и тыковки для специй
Бухара. Узбекская керамика : ляганы, касы, пиалы. Гиждуван. Риштан. Самарканд. Хоразм
Бухара. Базар, нават, хасип, параварда, блогочестивый Иов и Зиндан
Бухара. Навруз, джиз, красивые узбекские девушки и поющий дух Саманидов

Количество показов: 11372
Дата создания: 28.05.2010 19:22:38


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Оксана
Дилетанский вопрос можно ?? - в чем отличие между пиалой и касой ?
и какая из вышеуказанной посуды все же практичнее и прочнее, чтобы не так быстро "щербалась" ?? Спасибо smile:)
Гость
Потрясающе интересно!!! Спасибо.. smile:)
Лилия Николенко
Цитата
Оксана пишет:
Дилетанский вопрос можно ?? - в чем отличие между пиалой и касой ? и какая из вышеуказанной посуды все же практичнее и прочнее, чтобы не так быстро "щербалась" ?? Спасибо smile:)


разница только в объеме и назначении. Пиала - для чая, каса - для супа
Оксана
О, спасибо! а то мне так никто и не разъяснил.
Юлия
Пятая снизу фотография - практически такие внешне пиалы(касы?) покупала в Москве, на Бутырском рынке. Вроде, авторские, на донышках - знак автора написан кистью. Оказались крайне некачественные, после второго-пятого мытья начала скалываться краска. Очень жаль, именно такую посуду я хотела бы иметь повседневно-праздничной. Но сомневаюсь - может, я неправильно с ними обращалась? Может, в них не предполагается наливать горячий суп?
Лилия Николенко
Цитата
Юлия пишет:
Пятая снизу фотография - практически такие внешне пиалы(касы?) покупала в Москве, на Бутырском рынке. Вроде, авторские, на донышках - знак автора написан кистью. Оказались крайне некачественные, после второго-пятого мытья начала скалываться краска. Очень жаль, именно такую посуду я хотела бы иметь повседневно-праздничной. Но сомневаюсь - может, я неправильно с ними обращалась? Может, в них не предполагается наливать горячий суп?

Это попалась фабричная штамповка. И глина, и глазурь у них некачественные. А знак на донышке ставит тот, кто расписывает посуду, это ни о чем ни говорит. В настоящие, от мастеров, можно что хочешь наливать - им сносу нет.

Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарный юмор

- Я вчора дружину учив борщ готувати.
- Як це?
- Підходжу до дружини і кажу: «А ну, йди швидко борщ готуй!» Йде, готує. Завтра учитиму робити манну кашу…

Магазины Ташкента

Товары, магазины, покупки

Дунганский перец. Новый сорт
Дунганский перец. Новый сорт

Кулинарные сайты

Узбекская кухня

Большой каталог рецептов узбекской кухни. Отношение некоторых к узбекской кухне спорно. Но выбор хорош. Рецепты краткие, не пошаговые.

Вопросы технологии и продукты

Кокандский патыр
Кокандский патыр

Ремесла, искусство, традиции

Керамика Риштана. Усто Алишер Назиров
Керамика Риштана. Усто Алишер Назиров

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Случайный рецепт

Салат «Гнездо глухаря»
Салат «Гнездо глухаря»

Совет дня

Чтобы куски рыбы не разваливались во время жарки, их надо посолить за 10-15 минут до укладки на сковородку. Сковородка должна быть раскаленной.

Мясо, Рыба, Птица

Хранение сырой рыбы. Соль.
Хранение сырой рыбы. Соль.

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters